Заместитель председателя немецкой гражданской инициативы «Культур Актив» Мирко Зенневальд заявляет, что белорусские власти не проводят либерализацию.
Мирко Зенневальд (Mirko Sennewald) в интервью «Немецкой волне» объяснил, какие препятствия мешают работе белорусских неправительственных организаций, а также выразил уверенность в том, что ЕС сможет поспособствовать устранению этих препятствий.
– С какими основными проблемами сталкиваются в своей повседневной деятельности белорусские неправительственные организации?
– Существенные проблемы, прежде всего состоят в том, что многие белорусские неправительственные организации не получили официальной регистрации (НПО). Поэтому гражданские инициативы формально должны работать как бы нелегально. Из-за этого становится невозможной осмысленная деятельность. Ведь отсутствие регистрации ведет к тому, что НПО не могут арендовать офис или организовать разного рода мероприятия и встречи. На мой взгляд, на данный момент это самая главная проблема.
– После начала улучшения отношений Брюсселя и Минска, белорусские власти заговорили о либерализации в стране. Лично вы заметили какие-либо изменения к лучшему в сфере НПО?
– С моей точки зрения, либерализация, если это так вообще можно назвать, носит чисто косметический характер. По сути, власти сделали некоторые шаги. Улучшилась общая атмосфера, многие люди, занятые в неправительственных организациях, получили надежду на радикальные изменения. Но я думаю, все будет ограничиваться косметическими изменениями.
– Часто приходится слышать высказывания экспертов о том, что Европа закрыла глаза на проблемы с демократией в Беларуси и начала руководствоваться чисто прагматическими принципами, налаживая дружеские отношения с официальным Минском. При этом неправительственные организации оказались на втором плане. Какое у вас складывается впечатление?
- Если мы говорим о дружбе, то надо сказать, что дружба обычно строится на определенных принципах и ценностях. В политике это происходит так же, как в личных отношениях. Если стороны не разделяют общие ценности, о дружбе говорить нельзя. Для того, чтобы развивать сотрудничество с Европой, Лукашенко придется соблюсти определенные условия, пока лично я не вижу этого.