Госорганы в настоящее время готовят новые предложения, направленные на снижение объемов импорта.
Правительство, по информации «Белорусских новостей», поручило органам госуправления до 1 февраля решить ряд крупных вопросов в сфере импортозамещения. Эксперты говорят о том, что, раздавая новые поручения, методы их исполнения, государство, к сожалению, предполагает старые — административные.
Некритический импорт — заместить, скрытый — исключить
По информации из госорганов, правительство поставило задачу обеспечить в январе «масштабное расширение» перечня товаров, которые подлежат импортозамещению. В настоящее время госорганы строят свои планы в этом направлении с учетом так называемой Схемы работ по замещению импортируемых в страну товаров. Правительство поставило задачу включить в эту схему не менее 60% товаров, относящихся к некритическому импорту.
В марте-октябре 2011 года многие осознали, какой импорт государство считает некритическим. В тот период валюту на бирже можно было купить только для приобретения критического импорта — электроэнергии, газа, медикаментов. Остальной импорт государство относило к некритическому, соответственно, валюту для его приобретения на бирже купить было невозможно.
Сегодня, как мы уже отметили выше, правительство ставит задачу, чтобы почти две трети некритических товаров Беларусь производила сама. Госорганам в этой связи поручено обеспечить рост объемов производства импортозамещающих товаров, производимых в стране в недостаточном количестве. Плюс к этому — поручено расширить номенклатуру импортозамещающих товаров.
В целях сокращения объемов ввоза зарубежных товаров правительство также планирует начать борьбу с так называемым скрытым импортом. В чем она будет выражаться?
«Иногда с целью выполнения доведенного сальдо внешней торговли некоторые предприятия производили закупки импортных комплектующих на внутреннем рынке, и тогда это им не шло в импорт», — объяснял в декабре министр промышленности Дмитрий Катеринич природу скрытого импорта.
Правительство поручило госорганам в 2012 году учитывать закупки импортных комплектующих на внутреннем рынке при выполнении предприятиями доведенных заданий по сальдо внешней торговле. Это поручение, очевидно, появилось благодаря Минпрому, который таким образом пытается исключить закупки импортных товаров на внутреннем рынке.
Еще одно весьма любопытное поручение касается транснациональных компаний (ТНК). Правительство поставило задачу органам госуправления провести в первом полугодии 2012-го переговоры с ТНК на предмет создания в Беларуси импортозамещающих и экспортоориентированных производств. По сути, если перевести поручение правительства на простой президентский язык, то чиновникам нужно найти «серьезных, влиятельных воротил бизнеса мирового уровня», «буквально за руку» привести их сюда, «ведь нам есть что им предложить».
Старые методы в новом году
Научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая считает правильным курс на привлечение в страну транснациональных компаний. Вопрос, добавляет эксперт, состоит в том, захотят ли ТНК приходить в Беларусь.
«Нужно иметь в виду, что для ТНК очень важна предсказуемость, стабильность макроэкономической среды в той стране, куда они приходят. Плюс к этому такие компании пугают попытки возможного вмешательства в их деятельность», — отмечает эксперт.
В то же время в Беларуси конкретные примеры вмешательства государства в деятельность ТНК присутствуют. Прошлогодняя история с «Danone-Юнимилк» — яркое тому подтверждение.
Эксперты также обращают внимание, что за полгода, отведенные правительством на переговоры с ТНК, вряд ли удастся достичь каких-то конкретных договоренностей.
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц, который, кстати, имеет большой опыт работы с ТНК, говорит, что «за полугодие, с чистого листа, невозможно привлечь транснациональную компанию в Беларусь».
«Дело хотя бы в том, — продолжает Гриц, — что инвестиционный план ТНК утверждают на пятилетку. В самом оперативном порядке инвестпроект в план финансирования на будущий год может быть внесен в третьем-четвертом квартале предыдущего года».
Комментируя планы правительства в части борьбы со скрытым импортом, эксперты в один голос говорят, что этим заниматься не стоит.
«Если предприятия покупают импортные товары, значит, они не нашли достойных аналогов среди отечественной продукции. Если мы будем заставлять предприятия вместо импортных покупать отечественные комплектующие (сырье), это может подорвать конкурентоспособность конечной продукции», — полагает Ирина Точицкая.
Кроме этого, добавляет Георгий Гриц, закупка комплектующих на внутреннем рынке позволяет белорусским производителям экономить деньги.
«Как правило, импортеры, которые работают на белорусском рынке, получают от производителей дилерские скидки. Скорее всего, если белорусская компания напрямую обратится за товаром к зарубежному производителю, он обойдется ей дороже», — подчеркивает Георгий Гриц.
Еще одно поручение — охватить импортозамещением 60% некритического импорта — также весьма спорно. Дело даже не в показателе, а в том, как он достигается.
После семинара по импортозамещению, который проходил в середине декабря, Минэкономики и Минторгу было поручено в течение недели подготовить задания для госорганов по производству на 2012 год импортозамещающих потребительских товаров. Буквально считанные дни были отведены госорганам, чтобы они смогли внести свои предложения по расширению перечня импортозамещающих товаров. Естественно, за столь короткий срок было нереально провести маркетинговый анализ и понять, найдет ли импортозамещающий продукт своего потребителя на внутреннем рынке.
Тем не менее, уже 30 декабря правительством был утвержден перечень и даже объемы производства импортозамещающих потребительских товаров на 2012 год. Задача поставлена административно — исполняйте!
«Подходы старые — как с точки зрения принятия решений, так и с точки зрения самих решений», — делится наблюдениями Ирина Точицкая.
Эксперты сомневаются, что импортозамещение, реализуемое административными методами, принесет желаемый результат.
«Без определения источников финансирования импортозамещающих проектов, рынков сбыта конечной продукции и комплектующих, которые потребуются, поставленная задача — практически невыполнимая», — резюмировал Георгий Гриц.