По итогам биржевых торгов 9 января рубль на 20 пунктов подешевел по отношению к доллару, зафиксировавшись на отметке 8470.
Еще 1 января этот показатель составлял 8350 рублей за доллар. Эксперты предсказывают дальнейшее обесценивание национальной валюты на фоне эмиссионной политики, которую продолжают власти Беларуси, передает «Радые Свабода».
Экономист Сергей Балыкин убежден: оснований для укрепления белорусского рубля нет - прежде всего потому, что не изменяется общая экономическая политика руководства государства. По словам Балыкина, помочь рублю удержаться хотя бы в нынешних границах может только объективное ослабление других валют:
«Ждать можно лишь одного: белорусский рубль усиливаться не будет, будет только ослабевать. Будет ли это одномоментная девальвация, либо он будет катиться вниз медленно - прогнозировать пока трудно. Но то, что он будет обесцениваться, - это точно. Потому что почти не изменяется экономическая политика, она остается фактически той же самой. А это значит, остаются те же самые ошибки, которые уже привели к гиперинфляции, к существенной девальвации. Единственное, что может относительно спасти белорусский рубль, то это финансовые трудности в еврозоне, трудности в Соединенных Штатах. В случае, если там проблемы будут продолжаться, по отношению к этим валютам белорусский рубль может падать не так существенно, как мог бы».
Крупные аудиторские компании мира уже признали белорусскую экономику гиперинфляционной. Основная причина, чтобы попасть в такую категорию, - совокупная инфляция, которая за 3 года превышает 100%. В Беларуси только по итогам 2011 года этот показатель приблизился к 120%.
Как уточняет руководитель клуба финансовых директоров Андрей Карпунин, подобный вердикт предусматривает обязательное использование в отчетности белорусских банков и компаний специального стандарта №29, который фактически ставит под сомнение жизнеспособность национальной валюты:
«Мне кажется, что по крайней мере за последние лет десять это беспрецедентный случай в европейской практике. И это, конечно, очень показательно. Здесь надо знать, что существует четкая рекомендация в развитии 29-й статьи, которая объясняет, что в случае возникновения угрозы гиперинфляции - то есть не только самого факта гиперинфляции, а еще ее угрозы - предприятиям, которые ведут учет по международным стандартам, необходимо вести этот учет в твердых валютах. То есть фактически этим самым наносится очередной удар по имиджу национальной денежной единицы - белорусского рубля».
Независимые эксперты отмечают, что белорусские власти пытаются выйти из кризиса путем, который так или иначе приведет к значительной инфляции и очередной девальвации, что станет повторением уже пройденного. Попытки повысить уровень доходов за счет разнообразных компенсаций или установления зарплат на уровне не менее 1 миллиона рублей ведут к значительным рублевым вливаниям, которых на самом деле экономика не заработала.
Доктор экономических наук Владимир Кулаженко говорит, что при таком раскладе другого пути, как бесконечно латать дыры ростом цен на товары и услуги, в распоряжении правительства почти не остается:
«Девальвация рубля использована для преодоления существующего дефицита бюджета и для преодоления финансового кризиса вообще. Если, например, в Греции правительство пошло путем снижения зарплат, снижения пенсий, сокращения занятости, что вызвало бурные протесты населения, то наши власти пошли другим путем. Сразу обвалил рубль, в результате чего рванула инфляция, подскочили цены, и именно ценой вот этих повышенных цен они пытаются покрыть всякие дефициты в бюджете. Короче говоря, инфляция и девальвация рубля использованы как форма, как метод борьбы за установление какого-то там равновесия».
Аналитики сходятся во мнении, что спрогнозировать экономическую ситуацию в Беларуси в отсутствие взвешенной стратегии противостояния кризису почти невозможно. Между тем многие считают, что вряд ли можно достичь успеха, делая взаимоисключающие меры. Как пример, власти обещают сдержать инфляцию через ограничение денежной массы, но при этом продолжают курс на финансирование затратных государственных программ, повышение зарплат, пенсий, стипендий и единовременных выплат. В таком случае, считают эксперты, инфляционная спираль пойдет по траектории образца 2011 года.