Освобождение Олега Пекарского от должности первого заместителя министра внутренних дел — начальника криминальной милиции с жесткой формулировкой предполагает дальнейшее наказующее развитие событий.
Так что же такого натворил полковник милиции, которому еще недавно пророчили генеральское звание?
Напомним, Олег Пекарский был уволен из органов внутренних дел 16 января 2012 года указом президента с такой же формулировкой, как и полмесяца назад замглавы МВД — начальник милиции общественной безопасности полковник Евгений Полудень: в связи с совершением проступков, дискредитирующих звание сотрудника органов внутренних дел. Разница лишь в том, что Полудень был отправлен в отставку и переведен в запас Вооруженных сил уже после предъявления ему обвинения в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 424 Уголовного кодекса («Злоупотребление властью или служебными полномочиями»), сообщает «Белорусские новости».
Статья, надо сказать, универсальная, «примерить» ее можно практически на любого госчиновника. За Пекарским пока ничего криминального официально вроде бы не числится — Следственный комитет и КГБ на этот счет молчат. Но коль присутствуют «дискредитирующие проступки», то нельзя исключать и более серьезные последствия, например, возбуждения уголовного дела или понижения в звании. Все зависит от содержания служебной записки на имя Александра Лукашенко с описанием «грехов» Пекарского, которая предшествовала появлению указа об отставке. Хотя сам Олег Анатольевич хотел уйти тихо и добровольно. Пожалуй, в этом и была его ошибка.
Пекарский, что называется, опер до мозга костей. Большая часть его милицейской службы была связана с уголовным розыском в сегменте организованной преступности, которая в «лихих 90-х» представляла собой в Беларуси довольно мощную силу.
На должность первого заместителя главы МВД Пекарский был назначен 4 декабря 2009 года. До того он возглавлял главное управление по борьбе с организованной преступностью МВД. Еще раньше — управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми и Белорусское национальное центральное бюро Интерпола. Проще говоря, занимался делом, которое хорошо знал, но, похоже, не учел правил игры в коридорах власти: «назвался груздем — полезай в кузов и сиди тихо». В противном случае Пекарский не стал бы вызывать огонь на себя.
По сведениям Naviny.by, полковник подал рапорт на увольнение по собственному желанию в первых числах декабря 2011 года. Некоторые СМИ упоминали об этом факте в связке с арестом замминистра Евгения Полудня. Однако в МВД говорят, что ничего общего в том нет.
В связи с болезнью главы ведомства Анатолия Кулешова, Пекарский исполнял обязанности министра и обладал всеми его правами и возможностями. По слухам, полковник решил проявить инициативу в плане повышения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел. Оклады у милиционеров сейчас, надо заметить, небольшие. Итоговая зарплата складывается из всевозможных доплат: выслуга, звание, должность и т.п. Есть и так называемые «пайковые», сохранившееся еще с советских времен, сумма которых, наверное, за прошедшее десятилетие не менялась и осталась на уровне 50 тысяч рублей. Якобы Пекарский обратился в вышестоящие инстанции с предложением как раз пересмотреть сумму «пайковых» в сторону увеличения. Что автоматически должно было отразиться на бюджете МВД в нелегкое для белорусской экономики время.
Правда это или нет, но полковника якобы так отчитали за проявленную не вовремя заботу о подчиненных, что он вынужден был написать рапорт об отставке и ушел в отпуск. Чего делать был не должен. Система сама решает: кто, когда, за что с какой формулировкой должен ее покинуть. Так что демарш Пекарского в данном случае был сродни вызову огня на себя. Поэтому и были вытащены из-под сукна некие «дискредитирующие проступки» полковника.
…Создается впечатление, что арест замминистра Полудня и скандальная отставка первого замминистра Пекарского только начало потрясений, которые ожидают ведомство в ближайшее время. МВД по-прежнему остается самой нестабильной структурой власти.