Белорусская действительность продолжает поражать своей парадоксальностью.
Вроде бы страна на бумаге декларирует свою приверженность мировым и европейским стандартам, стремится создать со своими коллегами по Единому экономическому пространству зону свободной торговли, открытых границ и беспрепятственной трудовой миграции, привести в соответствие с международными стандартами национальное законодательство и т.п., однако в реальности нынешняя административная модель республики, кажется, делает все, чтобы не допустить выхода страны на качественно новый уровень развития. В условиях, когда Беларусь серьезно отстает в области социально-экономического развития от своих партнеров, местные чиновники не только не готовы решать вновь возникающие проблемы, но и стремятся всячески законсервировать существующее положение внутри страны.
Как известно, существующая ныне в республике оплата труда, мягко говоря, не соответствует уровню не только стран Европейского союза, но и России и Казахстана (средняя заработная плата в ноябре 2011 года составила 2 439 681 рубль или менее 290 долларов США), что ставит перед страной достаточно серьезный вопрос потери квалифицированных кадров. И это, пожалуй, является куда более опасной проблемой, нежели поиск потенциальных инвесторов и строительство новых ледовых дворцов, так как в случае критического сокращения трудового потенциала, Беларуси грозит превращение в полуфеодальную республику, живущую только за счет денежных переводов гастарбайтеров. Однако, несмотря на то, что белорусское правительство, пускай и непублично, признает существование массовой трудовой миграции, действия, которые оно предпринимает в последнее время, трудно назвать адекватными.
Следуя указанию президента любыми способами остановить отток рабочей силы из страны, чиновники на сегодняшний день не нашли ничего лучшего, как пойти по пути наименьшего сопротивления и использовать давно проверенный способ административного регулирования социальных отношений. Так, 28 декабря прошлого года первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник заявил, что в 2012 году в Беларуси пройдет обследование домохозяйств с целью учета миграционных процессов, что, по его словам, позволит определить, сколько белорусов уехало на работу в Россию. Напомним, что по официальной статистике, в РФ работает всего лишь 60 тысяч белорусов. Однако если проследить динамику только в сфере строительства, то становится ясно, что подобные цифры абсолютно не соответствуют действительности. Например, лишь в одной Брестской области, по официальным данным местного облисполкома, в прошлом году уволилось более 16 000 строителей. Умножим эту цифру на 7 (шесть областей и г. Минск) и получим более ста тысяч человек. И это только в строительной сфере. Каковы же реальные цифры уехавших и желающих покинуть Синеокую в ближайшее время, не знает никто (например, оппозиция заявляет об одном миллионе человек, выехавших на заработки за рубеж).
Как уже отмечалось выше, бороться с массовым исходом из страны белорусские чиновники планируют административными методами, основанными на принуждении и страхе. Еще в июне прошлого года сам президент указал местным управленцам направление борьбы с трудовой миграцией: "мы должны этим "летунам" сказать: ты поехал неорганизованно зарабатывать в другое государство и в страну денег не приносишь. Поезжай. Но... заработал деньги - плати...". Следуя этому указанию, белорусские власти и решили провести фактически вторую перепись населения (предыдущая была в 2009 году), преследуя главную цель - посеять среди простых граждан страх как за свое будущее, так и за будущее своих семей. Тем более что внедрение некого наказания за работу за рубежом в виде 100%-ой оплаты коммунальных услуг и медицинского обслуживания, которые якобы субсидируются государством (правда, никто из чиновников не говорит, откуда у государства деньги на субсидии), в ближайшее время не будут иметь никакого эффекта: государство уже объявило, что к 2015 году все белорусы будут оплачивать услуги ЖКХ в полном объеме.
Помимо этого, сегодня на большинстве государственных предприятий существует спущенное сверху негласное требование не давать возможности работникам увольняться с низкооплачиваемой должности по собственному желанию: либо работай за гроши, либо будешь уволен по самой "грязной" статье. Справедливости ради необходимо отметить, что подобные случаи еще не приняли массового характера, да и трудовая книжка сегодня уже не играет той определяющей роли при приеме на работу, что раньше. Однако подобные административные меры никак не соответствуют принципам свободной миграции, которые проповедуются в рамках ЕЭП и говорят лишь об одном - иных способов остановить массовое бегство у нынешней вертикали власти нет. По-видимому, следующим шагом станет приковывание работников к рабочему месту и введение уголовного наказания за невыход на работу.
Попытки остановить массовую миграцию за пределы республики осуществляются не только прямыми методами административного давления, но и при помощи косвенных мероприятий, которые не устают придумывать белорусские чиновники. Ярким примером подобной политики является деятельность властей в сфере высшего образования страны.
Если абстрагироваться от того факта, что белорусская высшая школа за последнее десятилетие потеряла не только свою элитарность, но и значительную часть высококвалифицированных кадров, не согласных с низкими зарплатами, то перед нами предстанет современная картина формирования чисто белорусского высшего образования, не имеющего ничего общего с общемировыми стандартами. Еще в конце августа 2011 года президент Беларуси обрушил свое негодование на подготовку специалистов в ВУЗах страны, заявив о необходимости кардинального пересмотра всего высшего образования: "Нам нужны инженеры, агрономы, врачи, а также специалисты естественно-научного профиля. В то же время нужно сокращать набор на маловостребованные специальности... достичь этого можно за счет сокращения непрофильных дисциплин, либо количества часов на их изучение". В целом идея белорусского лидера сведена к следующему: сократить срок обучения в ВУЗе на четверть, половину из которого необходимо находится на практике, урезать до минимума гуманитарный блок (вместо различных предметов ввести один курс "Высшее обществоведение") и переориентировать всю системы образования на рабочие специальности. И было бы странно, если бы идея президента не нашла своего продолжения в административной среде.
Уже сегодня планируется полностью изменить облик всего высшего образования, что связано не только с изменением сроков и программ, но и с превращением белорусских ВУЗов в кузницу никому не нужных, кроме плановых показателей, кадров. Например, на основании президентского предложения уже в ближайшем будущем планируется изменить подход к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин. Так, вместо отдельных курсов по истории, логике, политологии, экономике, социологии и т.п. "умы" из министерства образования предлагают ввести один курс под названием "Высшее обществоведение" (название оставим без комментариев, так как оно говорит само за себя). В его рамках предполагается вести преподавание по четырем основным блокам: философия и близкие ей дисциплины, политология и право, социально-экономические дисциплины, а так же история и культура. При этом на каждый блок отводится не более 34 часов (сегодня только на один курс политологии выделено 68 часов, или 17 лекций и 17 семинарских занятий). В итоге ныне существующая система социально-гуманитарных дисциплин будет полностью ликвидирована. На подобные изменения можно было бы не обращать внимания, если бы не одно "но" - белорусский диплом о высшем образовании в результате подобной реформы за пределами республики перестанет быть таковым. Сложно себе представить, что, например, в России такие половинчатые дипломы будут иметь такой же статус, как и дипломы российских ВУЗов, ориентированных на мировые стандарты. Понимают ли это в Беларуси? На наш взгляд, да. Потому что подобное нововведение позволит, пускай и косвенно, сократить отток трудовых мигрантов в соседнюю страну, выполнив таким образом требование президента.
К тому же, исходя из последних постановлений белорусского руководства, в скором времени в высших учебных заведениях страны будут учиться только представители Средней Азии и Африки, а преподавание будет вестись низкоквалифицированными кадрами. Согласно идее, которую высказал 24 ноября 2011 года Александр Лукашенко: "Похоже, уже модным стало повесить бирку не то на лоб, не то еще куда-то и ходить - кандидат наук. А какая отдача от этого кандидата государству?... я абсолютно не приемлю эту моду на кандидатов, докторов и прочее", белорусские чиновники решили коренным образом разобраться с научной братией. Как известно, с 1 января 2012 года тарифные оклады педагогическим работникам, не имеющим научных степеней, из числа профессорско-преподавательского состава были увеличены на 50%. По официальной версии, озвученной первым заместителем министра образования Александром Жуком, "данная мера позволит ликвидировать диспропорцию, сложившуюся в оплате труда работников из числа профессорско-преподавательского состава, не имеющих ученой степени и звания, и других педагогических работников учреждений образования Беларуси".
Конечно, следует порадоваться за простых преподавателей, только что закончивших ВУЗ и фактически не имеющих никакой практической и, зачастую, теоретической подготовки для преподавательской деятельности в высшем учебном заведении, получившим возможность зарабатывать приблизительно столько же, сколько и кандидаты наук. Однако подобное повышение, на наш взгляд, полностью лишает ученую степень финансовой, социальной и иной привлекательности. Более того, как правило, только кандидаты и доктора наук читают лекции и принимают экзамены, разрабатывают методические пособия и ежегодно отчитываются о своей научной работе, чтобы иметь возможность получить положенные им доплаты (если их нет, то зарплата становится ниже, чем у коллег без степени), в то время, как простые преподаватели лишены подобных "привилегий". В нынешних же условиях принятое постановление будет способствовать не только нарастанию внутригрупповой напряженности в преподавательских коллективах, но и приведет к отсутствию интереса в области повышения квалификации кадров.
Итогом станет не только отток кадров и их замещение неопытными работниками, что абсолютно не пугает чиновников (преподавателей в ВУЗах не более 25 тысяч человек, из которых 13 тысяч - без степеней), но и еще большее падение уровня образования. Правда будет выполнено указание о наращивание рабочих специальностей и сокращении числа остепененных ученых и преподавателей, что, по-видимому, и является главной задачей нынешнего бюрократического аппарата, делающего все, чтобы не допустить потерю своих кормильцев при возможном сокращении их финансового довольствия. А то, что чиновники даже в кризис себя не обидят, сомневаться не приходится. Подтверждением тому является бюджет Беларуси, принятый на 2012 год. В соответствие с ним, сокращению в долларовом эквиваленте подверглись следующие статьи: "Социальная политика" - на 75,1 млн. долларов (на 6,63% до 1,06 млрд.), "Охрана окружающей среды" - сокращение на 12,1 млн. долларов (на 15,95% до 63,5 млн.) и "Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство" - сокращение на 1,9 млн. долларов (на 19,43% до 7,7 млн.). Всего статьи расходов на социальные нужды по сравнению с 2011 годом сократились на 0,8% (с 21,3% до 20,5%).
Высвободившиеся же средства пошли на следующее: "Национальная экономика" - рост на 34,4 млн. долларов США (2 млрд. при росте на 1,73%), "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" - рост на 18,2 млн. долларов (200,8 млн. при росте на 9,95%), "Национальная оборона" - рост на 17,6 млн. долларов (550 млн. при росте на 3,3%) и "Общегосударственная деятельность" - рост на 237,7 млн. долларов США (всего 5,3 млрд. долларов при росте на 4,7%). При этом в последней статье расходов особое место занимают статьи "Резервные фонды" (в первую очередь, резервный фонд президента Республики Беларусь) - рост на 224,4 млн. долларов (на 285%, до 303,2 млн.) и "Другая общегосударственная деятельность" - рост на 139,5 млн. долларов (на 120,3%, до 255,4 млн.). Да и депутаты Национального собрания не останутся внакладе, так как и их содержание вырастет не на один миллион белорусских рублей. А вот что будет с образованием, которое является гарантией будущего государства, похоже, никого из власть предержащих сегодня не интересует.
Таким образом, приходится констатировать, что нынешняя деятельность белорусского государства, главным образом, ориентированная на популистские обещания и сдерживание массового оттока трудовых кадров за пределы страны, не принесет в ближайшем будущем сколько-нибудь положительных результатов. В условиях функционирования ЕЭП остановить массовую миграцию путем различного рода прямых и косвенных заградительных мер вряд ли удастся. Более того, предпринимаемые сегодня мероприятия негативно скажутся на всем социально-экономическом развитии страны в будущем, так как будут способствовать ее научно-производственному и культурному отставанию от развитых государств мира. В случае же, если главной целью нынешней власти действительно является превращение республики в страну "третьего мира", то Беларусь рискует остаться без белорусов.
Николай Радов, ИА REGNUM