В недавнем интервью китайским журналистам Александр Лукашенко произвел сенсацию: заявил о возможности модернизации политической системы в стране. Достали!
Правда, отсрочил это дело на когда-нибудь потом, то есть, после парламентских выборов. Понимаем – было бы странно, если бы было иначе. Ведь Кремль, испытавший легкий стресс от массовых протестов, показал пример мгновенной, но позитивной реакции на общественные выступления – провозгласил курс на демократизацию, пишет сайт Шанхайской организации сотрудничества - ИнфоШОС.
По крайней мере, в Беларуси этот опыт воспринят как эффективное противоядие революционным брожениям электората. Никуда не денешься – недовольный народ успокаивать надо, причем, не только дубинками! Да и рухнувший президентский рейтинг тоже приподнимать надо, хотя бы с помощью привычной риторики. Конечно, можно и дальше рассказывать этому народу об отсутствии в стране экономического кризиса и объяснять катастрофическое снижение уровня его жизни «временными трудностями», но кто же в это верит!
Писать об итогах года, прожитого Беларусью, и делать прогнозы – неблагодарное занятие по причине их субъективности, но надо же как-то осознать, с чем пришли мы в 2012-й, дюженный год. По Владимиру Далю, «дюжина – это двенадцать однородных вещей, считаемых по обычаю дюжинным счетом. Дюжинный, обыкновенный, рядовой, без особых достоинств, каких много». Символично!
В 2011 году в Беларуси, а об этом говорят даже данные Национального статистического комитета, официально провозглашенном на старте «Годом предприимчивости», зафиксирована самая высокая инфляция за последние десять лет. Потребительские цены увеличились на 108,7%, цены на продукты выросли более чем в два раза, а вот денежные доходы белорусов только на 0,1%, заработная плата – на 3%. Такого страна не переживала с начала 90-х годов прошлого века.
Сегодняшнюю Беларусь относят к числу беднейших стран Европы. От ее «предприимчивости» необратимым мощным потоком по миру потекли не только бизнес, «мозги», но и рабочая сила. Ну, не верит народ заявлениям власти о «социальном чуде» и «рыночном социализме», не слышит их, сколько бы ни увещевали! Хотя даже с совминовской трибуны звучат уже не только бравурные речи. Оказывается только 8 из 15 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития страны были выполнены в ушедшем году. Что же говорить об оценках и прогнозах серьёзных экспертов, откровенно иронизирующих над официальными прогнозами развития страны на стартовавший год!
В этих самых прогнозах заложен рост цен на услуги ЖКХ, причем не менее 35% затрат лягут на плечи населения, на услуги пассажирского транспорта – не менее 85% опять же за счет населения. Сократится объем строительства жилья и само число очередников, возможность получить льготный кредит сохранится примерно у 35–40% нуждающихся в улучшении жилищных условий, зато увеличится объем платных услуг, оказываемых медицинскими, образовательными и прочими госучреждениями, повысится плата за обучение в вузах и т.д.
По состоянию на 1 декабря 2011 года государственный долг страны составил $14,8 млрд (124,313 трлн белорусских рублей, то есть почти 40% ВВП). Только на обслуживание этих «долгов наших тяжких» в бюджете 2012 года предусмотрено 5,9 трлн бел.рублей, а это существенно больше расходов на образование или здравоохранение.
Экономисты и аналитики просчитывают, что властям вряд ли удастся удержать инфляцию в заявленных на нынешний год пределах – 19% и обеспечить рост ВВП, хотя он и ожидается минимальным – 5%. Они предрекают дальнейший рост внешнего долга, сокращение золотовалютных резервов, массовый исход белорусов на заработки в другие страны (в основном – в Россию).
Негативные прогнозы развития экономики Беларуси опубликовали и международные рейтинговые агентства: Standard & Poor's, оценившее Беларусь наряду с Грецией и Вьетнамом как страну «с самым высоким уровнем экономического риска», и Moody's, традиционно подтвердившее «негативную» оценку развития национальной банковской системы на ближайшие год-полтора. Всемирный банк резко снизил годовой прогноз роста экономики Беларуси – с 3 до 0,5%. Вот вам и «временные трудности», к которым кто-то относится с молчаливым презрением, кто-то с привычным терпением.
Знаковое событие конца 2011 года – отказ от озвучиваемых ранее планов приватизации госсобственности. А ведь еще весной-летом 2011 года обязательным условием получения трехмиллиардного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС (первый транш в $800 млн поступил в июне, второй – в размере $440 млн поступил с отклонением графика в конце декабря) были экономические реформы – в первую очередь приватизация и ужесточение кредитно-денежной политики. И именно от этих своих обязательств под конец года белорусский правитель отказался.
Зато не удалось отвертеться от крупнейшей белорусско-российской сделки: 50% акций «Белтрансгаза» за $ 2,5 млрд были проданы «Газпрому», которому, собственно, по выражению Лукашенко, «эта ржавая труба» мало что даёт. Несговорчивого транзитёра обошли-таки «Северным потоком». Подписаны балансы топливно-энергетических ресурсов на 2012 год, почти полностью удовлетворившие нефтяные аппетиты белорусской стороны, которая из запрашиваемых у России 23 млн т получит 21,5 млн.т. И в то же время Беларусь формально не отказывается от громко заявленных, но явно дутых планов закупки нефти у Венесуэлы и Азербайджана.
Вывод напрашивается сам собой: всё это - дополнительная дотация за то, что России удалось с Беларусью сторговаться о главном – о запуске Единого экономического пространства с 1 января 2012 года, и Евразийского союза с 2015 года. Новые интеграционные проекты обещают Беларуси очередные финансово-энергетические российские допинги и огромный рынок ЕЭП для её товаров. Естественно, что такую цену Минску ни Евросоюз, ни Китай, ни другие партнёры предложить не могли. Хитроумно выработанный в 2011 году восточный вектор белорусской политики сработал.
Теперь вопрос в другом – сможет ли страна жить по новым правилам, перестроиться под формат ВТО, в который вступила Россия? В сегодняшнем "придушенном" состоянии белорусский бизнес не способен конкурировать с другими странами, а интеграционные бонусы так быстро съедаются. Аналитики говорят: до мая-июня проблем не будет, белорусский рубль укрепился, деньги есть, да и в России своих забот хватает, идет президентский цикл. Ну а потом Кремль станет принуждать Беларусь к выполнению принятых обязательств. Она же не любит, когда ее «наклоняют». Противоречия неизбежны. А если накроет ещё и вторая волна мирового кризиса? Говорят, она придёт в Беларусь из России… Поживем - увидим.