Нацбанк не теряет надежд привлечь в экономику теневые доходы белорусского бизнеса и готовит обоснование проведения в стране экономической амнистии.
Но дойдет ли дело до конкретных шагов, будет зависеть от Лукашенко.
Предполагается, что на первом этапе будут выработаны и реализованы необходимые подготовительные мероприятия, в том числе по внесению изменений в законодательство. Второй этап - непосредственно сама экономическая амнистия. Дойдет ли дело до конкретных шагов, будет зависеть от Лукашенко.
«Белорусские новости» напоминают, что Александр Лукашенко сам 30 августа 2011 года на совещании по вопросам социально-экономического развития страны предложил рассмотреть вопрос проведения в Беларуси амнистии капитала. Нацбанк поддержал предложение, полагая, что экономическая амнистия позволит снять напряжение в финансовой сфере, и, прежде всего, в части наличия у предприятий необходимых ресурсов для производства и модернизации.
«Экономическую амнистию Нацбанк рассматривает как внутренний источник финансирования предприятий и предпринимателей, на что и указал на недавно состоявшемся круглом столе заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Дубков», - сообщил заместитель директора Центра защиты прав собственности Республиканской конфедерации предпринимательства Игорь Ледник.
По его словам, Дубков обратил внимание на ограниченность ресурсов и «подчеркнул необходимость учитывать, что только в текущем году по внешним обязательствам Беларуси придется выплатить порядка 1,6 млрд. долларов или 4,5 трлн. рублей по средневзвешенному курсу. Сократились объемы кредитования госпрограмм, при этом правительство ограничено в возможностях заимствования финансовых ресурсов на внешних рынках. А между тем перед реальным сектором стоят серьезные задачи по росту ВВП».
«Поэтому целью проведения экономической амнистии является не просто разовое наполнение бюджета, а использование легализованных доходов в экономике», - отметил эксперт.
Одной из форм использования легализованных доходов может стать размещение средств на особых счетах в банках. Впоследствии ресурсы будут направлены на инвестиционные проекты и кредитование бизнеса. По словам Игоря Ледника, Международная финансовая корпорация уже внесла предложение Нацбанку ввести нулевую ставку налога на инвестированные средства, чтобы они эффективно работали на экономику.
На первом этапе, который, как ожидается, займет два года, правительство и Нацбанк совместно с бизнес-сообществом проведут подготовительную работу для проведения экономической амнистии. Речь идет не только о внесении изменений в уголовное и налоговое законодательство, а также в законодательство об административной ответственности и контрольной деятельности, на чем настаивает МФК, но и в правоприменительную практику.
И, кстати, именно доверие бизнеса к власти может стать главным препятствием для успешного проведения экономической амнистии. По словам экспертов бизнес-сообщества, большую опасность сегодня представляет использование от имени государства правовых инструментов в целях незаконного перераспределения собственности.
«Меня, например, удручают сегодняшние действия госорганов по противодействию минимизации налоговых поступлений, а именно, создание реестра недобросовестных субъектов предпринимательства в рамках борьбы с лжепредпринимателями. Однако ряд фактов указывают на то, что такая деятельность возможна благодаря лжеправопорядку и лжеправосудию. И результатом этого является перераспределение собственности не только акционеров, но и государства в интересах отдельных частных лиц», - отмечает Игорь Ледник.
Впрочем, в любом случае окончательное решение о проведении в стране экономической амнистии будет принимать глава государства.
У правительства, между тем, есть другие возможности привлечения денег в экономику, которые можно реализовать более оперативно. В частности, это возврат в страну валютной выручки. Правда, большими успехами здесь чиновники похвастаться не могут.
Внешняя дебиторская задолженность продолжает расти. К 1 декабря она достигла 33,7 трлн. рублей (больше 14 млрд. долларов). Хотя еще 1 октября задолженность составляла 22,4 трлн. рублей. По сравнению с началом года внешняя дебиторская задолженность выросла в 3,7 раза, в том числе за ноябрь - на 0,7%.
Судя по динамике роста, требования правительства вернуть до конца прошлого года 1,1 млрд. долларов субъекты хозяйствования не выполнили. Правда, стоит напомнить, что это требование вице-премьер Сергей Румас озвучил всего за несколько дней до начала 2012 года. Более того, задолженность продолжит расти и в этом году, считает главный редактор журнала «Валютное регулирование и ВЭД» Владимир Артюгин.
По его словам, главная причина продолжающегося роста внешней дебиторской задолженности вовсе не в желании субъектов хозяйствования укрывать валютную выручку. Это было актуально в период неразберихи на валютном рынке, чтобы меньше терять на разнице в курсах в условиях необходимости обязательной продажи 30% валютной выручки. С выходом на единый курс необходимость удерживать валюту на зарубежных счетах отпала.
«Сейчас проблема в конкурентоспособности белорусской продукции и ее реализации. Когда курс падал, товары были конкурентоспособными из-за цены и хорошо распродавались. И острой проблемы с ростом внешней дебиторской задолженности не было. Но теперь курс стабилизировался, и мы вновь наблюдаем ситуацию, которая была у нас в 2009-2010 годах. Предприятия вынуждены разгружать склады и наращивать экспорт, но финансовые результаты этого, как видим, не впечатляют», - отмечает эксперт.
Проблема роста дебиторской задолженности накрыла госпредприятия. Причем, ситуация настолько сложная, что субъекты хозяйствования начали бомбардировать Нацбанк просьбами продлить сроки возврата валютной выручки.
Кроме того, еще в конце прошлого года при правительстве даже была создана Комиссия по сокращению дебиторской задолженности. Однако, считает Владимир Артюгин, вряд ли данная структура сможет кардинально изменить ситуацию. «Проблема в эффективности производства, в используемом оборудовании и технологиях, влияющих на качество и конкурентоспособность нашей продукции. Поэтому, думаю, внешняя дебиторская задолженность будет расти и дальше», - отметил эксперт.