Официально зарегистрированная безработица в стране продолжает сокращаться.
За год она уменьшилась с 0,7 процента до 0,6. Чем объясняется это чудо в период экономического кризиса?
Поделиться своим мнением по данному поводу «Ежедневник» попросил бывшего министра труда, социолога Александра Соснова.
- Александр Викторович, насколько, на ваш взгляд, реалистичны цифры, характеризующие белорусскую безработицу, которые 26 января обнародовал Белстат?
- Это реальные цифры, но фиксирует они только тех, кто, потеряв работу, становится на учет. А таких каждый год оказывается все меньше и меньше. Белорусская же система фиксации безработицы основана на данных регистрации безработных. А число желающих регистрироваться уменьшается. Потому что пособие по безработице крохотное (средний размер пособия по безработице в декабре в Минске составил 149,3 тыс. рублей - прим.А.А.) и у зарегистрированных безработных слишком много дурацких обязанностей. Так что официальная статистика фиксирует лишь этих людей, которые сами становятся на учет. Что касается реальной безработицы, то эти данные к ней никакого отношения не имеют.
- А зачем вообще тогда эти данные нужны?
- Надо показать красивую ситуацию. В Советском Союзе безработных вообще не было. Считалось, что безработицы в Стране Советов нет и не может быть. Есть только бездельники, которые не хотят работать и которых нужно отправлять за 101-ый километр. В Беларуси пока до этого не дошло, но власть именно так и относится к безработным.
- То есть цифры белорусской статистики нужны чиновникам для самоуспокоения?
- Это идеологическая пропаганда, показывающая, что у нас все хорошо.
- Но чиновники говорят, что малые пособия по безработице должны стимулировать людей трудиться, а не сидеть на шее у государства…
- Ну и пусть эти пособия вообще отменят. Тогда, исходя из подобных заявлений, у людей еще больше стимула будет трудиться. Надо понимать, что безработные – это люди, пострадавшие от неумелой экономической политики государства. Поэтому государство обязано им каким-то образом помочь. И если раньше предполагалось создать специальный страховой фонд содействия занятости, то сейчас государство прибрало этот фонд в бюджет. И проконтролировать какие средства и на что выделяются – невозможно.
- Какая, на ваш взгляд, реальная ситуация с безработицей в Беларуси и как ее можно выяснить?
- Для оценки ситуации нужно провести обследование домашних хозяйств. Белстат обещает такие обследования проводить. Это мировая практика. Уровень безработицы также можно оценить по количеству уволившихся и принятых на работу в течении года. Там разница еще более существенная будет. Кром е того, надо учитывать тех, кто уезжает из страны и трудоустраивается в других странах. Поэтому говорить о том, что у нас безработица полпроцента – можно первоклассникам или тем, у кого чарка и шкварка в голове. Они поверят. А на самом деле, безработица в Беларуси доходит процентов до 10. Особенно учитывая кризисные явления, которые затронули белорусскую экономику. Но специальных исследований я не проводил, не провожу и не знаю, кто их проводит. Я просто на глаз оцениваю ситуацию. И это, не учитывая тех, кто уехал на заработки.
- Может ли проблема безработицы в Беларуси обостриться и, как говорится, вылезти наружу?
- В белорусских условиях при открытых границах проблема безработицы не столь остра. Людям можно уехать. И молодые, сильные, здоровые, полные амбиций люди это давно делают. Дальше будут уезжать те, у кого меньше сил и амбиций, но жить и им как-то надо. И в ближайшее время вопрос большой остроты не приобретет. Тем более, что под боком есть Россия, в которой рабочих мест навалом. А официальная безработица при действующей политике и таком уровне пособий может действительно стать нулевой.
- Недавно было проведено независимое исследование «Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели страны: опыт Беларуси», согласно которому из Беларуси ежегодно на заработки уезжает минимум 3 процента экономически активного населения. Вы согласны с такой оценкой?
- Я не знаю, как велось исследование, но вполне возможно. Вчера я, например, слышал от представителя одной из международных организаций, что уже из Беларуси в Евросоюз уехало 1 миллион 200 тысяч представителей трудоспособного населения. Это, якобы, данные ЕС. Но мне кажется, эта цифра несколько завышена. Тогда бы численность населения в Беларуси упала по сравнению с предыдущей переписью гораздо больше. Хотя опять же, альтернативных данных о численности белорусского населения данным Белстата нет. Но процесс выезда из страны будет продолжаться. Все новые поколения вступают в жизнь. И многие молодые люди тоже не находят здесь себе места и хотят уехать. Уже стали уезжать не только работать, но и учиться за рубеж, так как белорусское образование не соответствует мировым требованиям. И миграционные тенденции могут только обостряться. Я не вижу оснований, чтобы ситуация улучшалась.