Эксперты прогнозируют возвращение официального Минска к политике баланса между Брюсселем и Москвой.
Итоги декабрьских выборов в Госдуму России и последовавшие за этим протесты пошатнули позиции премьера Владимира Путина, перспектива его возвращения в Кремль уже не выглядит безоблачной и триумфальной. Однако для Беларуси, отмечают эксперты, это хорошо тем, что первые полгода очередного президентства Путину будет точно не до нее, пишут naviny.by.
Мало кто сомневается, что победу на предстоящих 4 марта выборах президента одержит Путин. Его возвращение в Кремль — вопрос практически решенный. Другое дело, что чувствовать себя он будет не слишком комфортно: в стране нарастает антипутинское протестное движение.
Пока непонятно, пойдет ли российское руководство на «разгон Площади» по минскому сценарию, но эксперты отмечают, что в любом случае вряд ли произойдет сближение Путина и Лукашенко.
По мнению минского политического аналитика Андрея Федорова, после возвращения Путина в Кремль Москва начнет «усиливать давление на Минск с целью вернуть затраченные средства».
«Россия в последнее время оказала Беларуси довольно много материальных любезностей, прежде всего в виде низких цен на газ и нефть, — отметил собеседник. — Белорусская сторона за это может рассчитаться лишь своим фамильным серебром, то есть активами предприятий».
В то же время главная задача Кремля, подчеркивает наш собеседник, — это «как можно глубже втянуть Беларусь в свою геополитическую орбиту, чтобы здесь и думать забыли о любой возможности ухода на Запад».
Федоров полагает, что сначала будут предприниматься попытки «решить вопросы по-хорошему, сохраняя материальную подпитку, но при этом требуя от белорусской стороны чего-то взамен». Если Минск пойдет на такой вариант, отмечает эксперт, то все будет достаточно спокойно. Если же белорусское руководство начнет артачиться, могут быть предприняты меры экономического воздействия, в частности — отменены или сокращены экономические преференции.
Прогнозируя развитие ситуации, аналитик уверен, что Минск попытается поначалу «отстоять свое нынешнее состояние, то есть без борьбы отдавать активы и делать прочие уступки здесь вряд ли будут». Собеседник прогнозирует, что разразятся конфликты между Минском и Москвой, но удержать позиции без помощи извне Беларуси не удастся.
«Минск снова попытается заигрывать с Западом, — предполагает Федоров. — Но мне кажется, что теперь уже Запад будет более осторожно вести себя, не будет безоговорочно верить обещаниям и не купится на незначительные признаки либерализации, которые ему будут демонстрироваться».
В то же время политолог Денис Мельянцов полагает: при том, что Путин победит на президентских выборах, значимость для него такого проекта, как Евразийский союз, будет уменьшаться. «После того, как Путин вернется в Кремль, актуальность этого проекта станет затухать. И в этой связи Россия не будет педалировать более глубокое и активное участие Беларуси в интеграционных проектах на постсоветском пространстве», — считает эксперт.
Но с другой стороны, отмечает он, Россия будет очень пристально следить за тем, чтобы заключенные с Беларусью гласные и негласные договоренности исполнялись. «Если Россия что-то вложила в страну, то просто так она эту страну не отпустит. Ей интересны и оборот российского капитала, и участие в приватизации, и контроль над предприятиями, газотранспортной системой, а также над политическим пространством Беларуси», — подчеркнул Мельянцов.
Однако неожиданные итоги парламентских выборов в Думу, осложнившие положение правящей верхушки, означают, что первый этап очередного президентства Путина — это полгода-год — скорее всего, будет сосредоточен на централизации власти, ее укреплении, восстановлении того, что было утеряно при Медведеве.
«Была волна некой либерализации, а с Путиным вновь начнется закручивание гаек, чтобы держать ситуацию под контролем. И российское руководство какое-то время будет больше сосредоточено на внутренних проблемах, а не на внешних. Для Беларуси это хорошо, так как столь мощного давления, которое наблюдалось в прошлом году, в ближайшее время все-таки не будет», — считает Мельянцов.
При этом он подчеркнул, что белорусско-российские отношения всегда отличались нестабильностью и колебались в зависимости от того, насколько сторонам удавалось договориться.
«За последние полгода не было вообще никаких информационных выпадов в сторону России. Минск вел себя очень сдержанно и корректно, потому что получены кредиты, есть скидка на газ», — сказал политолог.
Примерное поведение белорусского руководства, кстати, отмечает и Путин. «Должен сказать, что, несмотря на возникающие время от времени споры с белорусскими коллегами и друзьями и с белорусским руководством, белорусское руководство и Лукашенко Александр Григорьевич являются последовательными сторонниками интеграции. И мы это высоко ценим», — заявил Путин 27 января на встрече с ветеранами в Санкт-Петербурге. И именно поэтому, подчеркнул Путин, Россия считает необходимым «поддержать сегодня белорусскую экономику и белорусский народ».
Однако, отмечает Денис Мельянцов, неизвестно, сохранится ли такое стремление у Кремля после президентских выборов в России.
По мнению политолога, когда закончатся полученные от России деньги, опять начнется игра. «Минск будет максимизировать свою важность для России, в том числе шантажировать выходом из интеграционных проектов. Скорее всего, будет повторение ситуации с газовыми и иными войнами», — прогнозирует Мельянцов.
Он также отмечает, что Беларусь является заложницей своего геополитического положения между двумя центрами силы. «Всегда будет некая игра Минска на противоречиях между Востоком и Западом. И Лукашенко в интервью китайским журналистам намекнул на возможность политической реформы. Думаю, это прощупывание почвы, каким образом Запад и Восток на это отреагируют», — полагает эксперт.
По его мнению, если ЕС проявит гибкость в этом вопросе и не будет выставлять слишком жесткие требования к Лукашенко, то вполне возможна переориентация Беларуси и возвращение к политике баланса между Брюсселем и Москвой.
«На самом деле для теперешнего белорусского руководства — это наиболее выигрышная политика, которая позволяет и максимизировать свою значимость для России, шантажируя возможным уходом в объятия Запада, и одновременно показывать Евросоюзу, что тот не может диктовать свои условия Минску, так как у него есть тыл — целая Россия», — резюмировал Мельянцов.