Прокуратура Партизанского района завершила проверку по заявлению родителей, которые считают, что их дети стали жертвами милицейского произвола.
В результате двухмесячного разбирательства надзорная инстанция не нашла оснований для возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников Партизанского РУВД, однако выявила ряд процессуальных нарушений и намерена внести представление начальнику райуправления, пишут naviny.by.
Напомним, вечером 17 ноября сотрудники Партизанского РУВД проводили так называемый «комплекс профилактических мероприятий», в результате которого был задержан 31 подросток в возрасте от 14 до 17 лет, в их числе и две девочки. Несовершеннолетних в стенах райуправления дактилоскопировали, сфотографировали и опросили в такой форме, что двенадцать родителей утром 18 ноября обратились в прокуратуру с заявлением.
К сожалению, ставить точку в этой истории пока еще рано. Под коллективным заявлением подписались двенадцать матерей. Каждая из них тревожилась за своего ребенка, и поэтому родительницы ожидали, что в прокурорском ответе, озаглавленном «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела», найдется абзац с оценкой действий милиционеров в отношении именно их сына или дочери. Прокурорское постановление больше напоминает обзорную справку, но и в этом документе содержатся весьма любопытные сведения, дающие представление о том, что же на самом деле случилось в стенах Партизанского РУВД вечером 17 ноября 2011 года.
Предыстория конфликта
Примечательно, что в нервной реакции ГУВД Мингорисполкома на публикацию «Очередной беспредел...» и в ответе МВД на наш официальный запрос идет речь об избиении учащихся Минского государственного кадетского училища (МГКУ). Подается все это с милицейской стороны как факт свершившийся. Причем ГУВД в своей отповеди подчеркивало: «До сих пор не окончена судебно-медицинская экспертиза степени тяжести телесных повреждений одного из курсантов, которого подростки избили 16 ноября».
А вот что сообщает по этому поводу прокуратура:
«Как показала проверка, 16.11.2011 в Партизанское РУВД г. Минска обратилась воспитатель Минского государственного кадетского училища № 1 Лукашевич Ю.С. и сообщила, что в названный день около 10 часов неизвестные лица по ул. Стахановской, 13 спровоцировали групповую драку с кадетами 10 «Б» класса. В ходе конфликта телесные повреждения кадетам причинены не были.
Из пояснений Лукашевич Ю.С. усматривается, что 16.11.2011 около 19 часов она вместе с кадетами 10 «Б» класса (около 22 человек) возвращалась из музея анатомии в училище. Кадеты строем бежали, она немного отстала. Подбежав к забору, ограждающему территорию училища, увидела кадетов, выбегающих из училища с ремнями в руках. В дальнейшем от кадетов ей стало известно, что неизвестные лица спровоцировали с ними драку. Самого конфликта Лукашевич не видела, телесные повреждения у кадетов отсутствовали, за медицинской помощью никто не обращался. Также Лукашевич пояснила, что конфликты между кадетами и подростками происходили и ранее, высказывались угрозы в их адрес, связанные с выбором будущей профессии».
Получается, представители всех конфликтующих подростковых сторон остались целы и невредимы. А была ли драка? По сведениям, что-то похожее на конфликт действительно было, но продолжался он не более полуминуты. В то же время обращает на себя внимание следующий факт прокурорской проверки. Точнее, высказывание воспитателя училища, которая «увидела кадетов, выбегающих из училища с ремнями в руках». Ладно, местная хулиганствующая шпана законов не чтит и не уважает. Но кадеты-то как будущие правоохранители должны иметь представление о том, как вести себя в таких ситуациях? Ибо намотанный на кулак ремень со свисающей тяжелой пряжкой — это, конечно, не холодное оружие, но орудием преступления стать вполне может. Это с одной стороны. С другой, думается, не стоит разделять пацанов на «кадетов» и «подростков». Ведь получается, что одни априори законопослушны, а по другим — тюрьма плачет?
Облава в законе или беспредел?
При знакомстве с текстом прокурорского постановления в глаза бросается большое количество ссылок на милицейскую сторону. Документ изобилует выражениями «согласно объяснениям сотрудников отдела уголовного розыска», «из представленной Партизанским РУВД справки», «по информации Партизанского РУВД», «согласно рапортам работников милиции»… Создается впечатление, что проводившего проверку помощника прокурора позиция и аргументы заявителей и их детей интересовали меньше, чем милицейские. Но если драка действительно была, то почему стражи порядка лишь через сутки сподобились искать правонарушителей?
Опрошенные в прокуратуре сотрудники уголовного розыска пояснили: 17 ноября «на совещании начальник отдела сообщил, что по имеющейся информации 17.11.2011 вновь может возникнуть конфликтная ситуация между молодыми людьми и учащимися кадетского училища». В связи с этим они получили задание «выбыть в расположение кадетского училища с целью предотвращения противоправных действий, а лиц, нарушающих общественный порядок, доставлять в РУВД». На первый взгляд, все правильно, решение верное и профилактическое: нарушил порядок — в милицию на разбирательство. Вот только методика «предотвращения противоправных действий» и основания, по которым подростки задерживались, не выдерживают никакой критики.
Сегодня у нас есть все основания сделать предположение, что так называемый «комплекс профилактических мероприятий» представлял собой брутальную милицейскую облаву на несовершеннолетних подростков, которые попадались на глаза «людям в штатском». Нет никаких сведений о том, что сотрудники милиции «работали» по каким-то конкретным приметам «неизвестных подростков, которые планировали осуществлять указанные конфликты каждый вечер на протяжении длительного времени».
Из прокурорского документа явствует, что вечером 17 ноября было задержано и доставлено в РУВД «31 лицо, среди которых 29 несовершеннолетних». Далее сообщается, что:
«В результате проведенной Партизанским РУВД проверки установлена причастность 8 подростков (Черноокий И.В., Пусель П.А, Жук Д.В., Безручко В.К, Куделько К.А., Гречухина В.В, Терехина О.А., Тыщенко И.О.) к конфликту, произошедшему 16.11.2011. В возбуждении уголовного дела в отношении названных лиц отказано, так как в их действиях не усмотрено признаков состава преступления, предусмотренного ст. 339 УК («Хулиганство»). В отношении Черноокого И.В., Пуселя П.А, Жука Д.В., Безручко В.К., Куделько К.А. и Тыщенко И.О. составлены протоколы за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.1 КоАП («Мелкое хулиганство»), выразившегося в том, что указанные лица 16.11.2011 применили физическую силу в отношении кадетов МГКУ».
Опять получается странная правоохранительная арифметика, свидетельствующая о том, что далеко не все из задержанных вечером 17 ноября подростков уличены в противоправных действиях. Однако на это прокуратура внимания не обратила. С ее позиций, все происходило в рамках закона. По закону же «драчунов» поставили на учет в автоматизированную систему портретной идентификации и дактилоскопировали. Однако в этом деле — слава Богу, не уголовном — есть существенные противоречия.
Что накопала прокуратура
В публикации «Очередной беспредел? «Моего сына похитила милиция!» по просьбе родителей и подростков мы не упоминали фамилии. В списке шести юношей, на которых были составлены протоколы об административном правонарушении, эти ребята фигурируют. О троих из них и пойдет речь.
Сразу заметим, что только накануне нового года родители этих подростков узнали о том, что на их сыновей оформили протоколы по статье 17.1 КоАП. Не нужно быть юристом, чтобы не понимать, что протокол этот есть лишь промежуточная фаза на пути к наказанию.
Окончание прокурорской проверки датировано 18 января текущего года (письменное уведомление об этом заявители получили только 25 января). Однако еще 12 января комиссия по делам несовершеннолетних Партизанского района рассмотрела административные дела в отношении Павла Пуселя, Дмитрия Жука и Ильи Тыщенко и не нашла оснований для их наказания. Образно выражаясь, в отличие от людей в погонах, люди гражданские отнеслись к делу более пристально.
Как стало известно, по версии Партизанского РУВД, «организаторами» драки с кадетами выступили Пусель и Жук. Именно такие показания дал на этих ребят один из их знакомых, который утверждал, что 16 ноября в три часа дня Павел и Дмитрий «сговорились» идти бить кадетов. Но на это время у юношей оказалось железобетонное алиби с массой свидетелей, в числе которых — и педагоги учебных заведений. Надо понимать, ребят просто оговорили. С чьей подачи, спрашивается?
Непонятно, почему факт оправдания парней комиссией по делам несовершеннолетних прокуратура не отразила в своей проверке и не обратила внимания на признаки правонарушения со стороны сотрудников Партизанского РУВД. Например, в части проведения процессуальных действий с несовершеннолетними без присутствия их взрослого представителя. Подростки утверждали, что милиционеры не позволили им сразу связаться с родителями и сообщить о задержании. Что разрешили позвонить только спустя полтора часа, да и то с требованием, чтобы папы и мамы приходили за ними «через час».
В милицейских сообщениях подчеркивается: «При проведении профилактических мероприятий присутствовал представитель управления образования администрации Партизанского района, как того требует законодательство». Однако подростки рассказали, что в служебных кабинетах с милиционерами в штатском они беседовали с глазу на глаз, фотографировали их и снимали отпечатки пальцев также без «посторонних» лиц. Cо слов родителей, чиновница управления образования покидала здание РУВД около 22.00. А детей им под роспись милиционеры отдали лишь в двенадцатом часу вечера.
Прокуратура не нашла серьезных нарушений в действиях стражей порядка и не смогла «добыть объективных данных, указывающих на применение работниками милиции в отношении несовершеннолетних физической силы». Однако «накопала» вот что:
«Вместе с тем, в действиях сотрудников УВД администрации Партизанского района установлены отдельные процессуальные нарушения, выразившееся в задержании и доставлении 17.11.2011 несовершеннолетних лиц в органы внутренних дел без составления соответствующих процессуальных документов о задержании, разъяснении прав и обязанностей, не внесении в книгу учета задержанных Партизанского РУВД записей об их задержании».
По фактам выявленных нарушений постановлено внести представление начальнику Партизанского РУВД.
…По нашим сведениям, как минимум трое родителей высказали намерение обжаловать постановление прокуратуры Партизанского района в вышестоящей инстанции. Но — не с целью привлечь сотрудников милиции к уголовной ответственности. Из прокурорского ответа им так и осталось непонятным, за что же их детей задерживали и пытались наказать. Ведь, если следовать милицейской логике в деле с дракой, которой не было, то в случае, например, квартирной кражи необходимо задержать жителей всего дома и обыскать их жилища: вдруг среди них вор попадется? И все будет в рамках закона? Тогда получается, что либо закон несовершенен, либо исполнители его понимают неправильно.
Но более всего родителей ни в чем не повинных подростков настораживают остающиеся в милицейских базах данные дактилоскопии и портретной идентификации. Они считают, что эти сведения были получены незаконным путем, а потому дактокарты и фотографии подлежат изъятию и уничтожению. Этого и собираются они добиваться.