В субботнем эфире программы «Картина мира» с Юрием Козиятко на канале «РТР-Беларусь» председатель «совета республики» Анатолий Рубинов сделал неожиданное заявление.
«Вопрос о том, чтобы у нас была системная оппозиция - важнейший вопрос нашей политической системы», - сказал он.
И совсем не для того была, чтобы Запад нас понял и простил, а, поняв и простив, помог с валютой, которой мы не доверяем (обесценится со дня на день!) и другим не советуем, но очень в ней нуждаемся. Вы ни за что не поверите, но оппозиция нужна потому, что без неё «страна не может нормально развиваться». Ей, стране, только во вред наличие единственно верной точки зрения. «Какой бы она ни была хорошей или каким бы непогрешимым ни казался автор этой точки зрения», рискованно добавляет председатель «совета республики».
Нужны, оказывается, альтернативные предложения, нужна критика и неудобные вопросы. В общем, необходима оппозиция. И не просто необходима, она «должна быть обязательно».
Поскольку первый период существования нашей страны, который требовал, по дипломатичному выражению Рубинова, «специфических методов управления», уже в прошлом, настала пора подняться на ступеньку выше. Вырасти из коротких штанишек.
Так что же, завтра выпустят из тюрем всех политзаключённых, восстановят гражданские права и свободы, президент мужественно совершит акт самоограничения, к выборам допустят всех желающих, не будут чинить препятствий и посчитают наконец наши голоса вместо того, чтобы рисовать их борщом? Начнётся новая эра в истории нашей страны, когда взаимоотношения гражданина и президента станут определяться по формуле, выведенной российскими десантниками: «Ты такой же как я, человек, а не бог / Я такой же как ты, человек, а не лох»?
Увы, журналист не задал этих вопросов. Спросил только, откуда возьмётся «нормальная» оппозиция, кто её будет создавать. Потому что в нынешнем виде оппозиция Рубинова не устраивает: «все на площадях, штурмы и так далее, какие-то лозунги и обругивания».
Так оппозиция в её нынешнем виде не только Рубинова не устраивает. Не думаю, что сильно преувеличу, если скажу, что она не устраивает в первую очередь большинство демократически настроенной общественности. Не из-за того, что «все на площадях», нет там никого давно, к тому же, для оппозиции как раз нормально быть на площадях. А по причине её удручающей беспомощности.
Конечно, причиной этой беспомощности являются и определённые внутренние недостатки. Но, вообще говоря, в условиях авторитарного режима, который жёстко пресекает все несанкционированные проявления социально-политической жизни, у оппозиции есть только два пути на выбор: либо действовать в формате революционного подполья, либо имитировать оппозиционную деятельность в строго отведённых рамках (эти рамки ничего, кроме имитации, не позволяют). До революционного подполья дело не дошло, не тот случай, поэтому мы наблюдаем второй вариант. Как сказал бы ослик Иа: «Жалкое зрелище... душераздирающее зрелище».
На вопрос Козиятко, откуда возьмётся другая оппозиция, Рубинов отвечает: «Она должна быть в парламенте». В парламенте? Замечательно. Но в парламент-то она как попадёт? Нет ответа. Или подразумевается, что она уже там, только мы о ней не знаем, от нас её скрывают до поры до времени? Президент не так давно на это намекал: дескать, в стенах парламента за закрытыми дверями идут бурные дебаты, просто их на публику не выносят, как сор из избы. Видимо, считая колективный разум нации недостаточно окрепшим для восприятия конфликтных точек зрения.
Эй, вы там, наверху! Хватит держать нас за детей малых, решать, к чему мы готовы, а к чему нет. Как гласил один из гениальных лозунгов, родившийся во время декабрьских протестов в Москве: «Вы нас даже не представляете!» Не надо выдумывать каких-то оригинальных теорий самозарождения оппозиции, которая устроила бы всех, в том числе и власть. Просто дайти выйти нам на свет из сумрака политического гетто,где нас долгие годы держали. Мы сами будем говорить - от себя и за себя.
Дмитрий Галко, «Народная воля»