Тема жестоких и бесчеловечных условий содержания в ЦИП не раз поднималась белорусскими правозащитниками.
27 января приблизительно в 15:35 на бульваре Шевченко в Минске был задержан известный правозащитник Олег Волчек.
Такая информация поступила от знакомых Олега, которые сообщили в социальной сети Facebook, что к нему подошел милиционер, чтобы проверить документы. Правозащитник успел сообщить, что сейчас он находится в Московском РУВД.
Олег Волчек – участник военных действий в Афганистане, бывший работник прокуратуры, напоминает сайт protivpytok.org.
После ухода из государственных органов занимался громкими делами, в том числе – делом пропавшего в 1999 году Юрия Захаренко. На президентских выборах 2006 года являлся доверенным лицом кандидата в президенты Александра Козулина. Защищал интересы незаконно осужденного Николая Автуховича, с которым его объединяет афганский опыт.
Волчек является главой правозащитной организации «Правовая помощь населению», которую лишили регистрации еще в 2003 году, из-за чего ее пришлось зарегистрировать в Украине. Сейчас дело о ликвидации «Правовой помощи» находится на рассмотрении в Комитете ООН по правам человека.
Заявления и правозащитная деятельность Олега Волчека не раз вызывала болезненную реакцию правительственных СМИ.
С лета 2011 года правозащитник ищет виновных в том, что изъятый у него при обыске компьютер КГБ вернул, но в полностью неисправном состоянии. Волчек требует у КГБ возместить ему моральный и материальный ущерб, а так же принести извинения за данные действия.
Накануне своего ареста Олег Волчек опубликовал «Правовую экспертизу уголовного дела в отношении Алеся Беляцкого, проведенную ПЦ «Правовая помощь населению». В исследовании правозащитной организации, возглавляемой Волчеком, приведены выводы независимой экспертизы по громкому делу незаконно осужденного председателя ПЦ Вясна.
По последней информации, Волчека обвиняют в мелком хулиганстве. Суд состоится в понедельник, 30 января. Процесс будет проходить в суде Центрального района, ул. Кирова, 21. До суда правозащитник находился в Центре изоляции правонарушителей по пер. Окрестина, 36.
«ПИКоАП предусматривает административное задержание до суда, но в этом случае в первую очередь нужно исходить из международных договоров, ратифицированных Беларусью, а именно международный пакт о гражданских и политических правах, в соответствии с которым, содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом, но освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. Я не думаю, что были проблемы с установлением личности и места жительства Олега, кроме того он не стал бы скрываться от суда и обязательно явился бы на процесс, а в случае неявки мог бы был привлечен к административной ответственности. Тем не менее, сотрудники милиции в разрез международных стандартов, по сложившейся практике традиционно задержали правозащитника до суда. Эта ситуация усугубляется ненадлежащими условиями содержания в ЦИП, которые не соответствуют даже национальному законодательству, что в свое время было признано прокуратурой города Минска», — поясняет правозащитник Сергей Устинов.
Тема жестоких и бесчеловечных условий содержания в ЦИП не раз поднималась белорусскими правозащитниками.
Например в апреле 2011 года после ареста правозащитника Павла Левинова направлялись жалобы в прокуратуру и ГУВД Мингорисполкома.
«Условия содержания в ЦИП не соответствуют даже тем Правилами внутреннего распорядка, которые утверждены Министерством внутренних дел, не говоря уже о международных стандартах. В камерах как не было, так и нет отдельных спальных мест, все спят на одном деревянном настиле, занимающем практически всю камеру. Постельные принадлежности не выдают и люди просто вынуждены спать в верхней одежде. На прогулки арестованных не выводят. Ситуация усугубляется еще и тем, что Павел сидел в камере с шестью курящими людьми, а сам он не курит. Для любого некурящего человека это пытка», — рассказывает С.Устинов.
Последний случай, когда задержанные обращались с требованием провести проверку бесчеловечных условий содержания в ЦИП, был в начале января 2012 года. Тогда 9 человек из числа задержанных 19 декабря 2011 года подали жалобы в прокуратуру города Минска на условия содержания в ЦИП ГУВД Мингорисполкома.
«Вместе со мной в камере находился человек, страдавший постоянным кашлем с мокротой, который сообщил о наличии у него открытой формы туберкулеза. Администрация учреждения не принимала никаких мер для изоляции этого человека от других арестованных. Кроме того, в камеру также был помещен человек, больной педикулезом, из-за чего все находящиеся рядом вскоре были заражены», — делится предприниматель Алесь Макаев. Он обратился с сообщением об указанных фактах, кроме прокуратуры, в Минский городской центр гигиены и эпидемиологии с просьбой провести проверку в рамках государственного санитарного надзора.
Напомним, что общим правилом является нахождение человека на свободе — содержание под стражей должно считаться исключением из этого правила.
Как мы видим, в Беларуси принцип нахождения подозреваемых на свободе до суда, применяется с точностью до наоборот, особенно при задержании общественных активистов по обвинению в мелком хулиганстве. К сожалению, ситуация с задержанным Олегом Волчеком еще раз подтверждает данный факт.