На деноминацию надо идти только тогда, когда правительство и Нацбанк готовы твердо заявить, что в дальнейшем они не допустят такую инфляцию и падение обменного курса. Однако они до сих пор ведут себя неуверенно на подобные «подвиги» не готовы.
Слухи о возможной деноминации появились в конце минувшего года, и многие были убеждены, что за границей уже печатаются новые белорусские деньги. Однако белорусские власти опровергли такие «новости».
Руководитель аналитического центра "Стратегия" Экономист Леонид Заико сомневается, что правительство и Национальный банк ведут себя уверенно и готовы провести деноминацию, передает euroradio.fm.
По его мнению, Беларусь стала страной, в которой уникально низкое соотношение между долларом и национальной денежной единицей, и это очень плохо.
«Уже сам белорусский рубль не существует. Если кто-то покажет мне билет Национального банка номиналом в один рубль... То есть, у нас нет рублевого оборота. У нас есть десятирублевый оборот, двадцатирублевый... А если сделать деноминацию... это, конечно, зависит от уверенности властей в адекватной реакции населения», - говорит эксперт.
«Деноминация не спасет нашу экономику и не станет никаким лекарством, - уверен Л.Заико. - Лекарства нужно искать в голове, в профессионализме. Самое интересное в деноминации — это сколько нулей зачеркивать. Примитивно — это зачеркнуть три нуля. А вот если зачеркнуть четыре нуля, у нас есть перспективы».
Беларусь вошла в Таможенный союз и в Единое экономическое пространство, и поэтому ей уже нужно самой нужно что-то предложить.
«Скажем, президент Казахстана предложил сделать столицу Таможенного союза в Астане, а мы предложим белорусский рубль! Если мы зачеркнем четыре нуля, у нас будет замечательная денежная единица. Скажем, за 80 копеек можно будет покупать один доллар. Ну, кто сегодня это может? В русских доллар стоит где-то около 30 рублей и у казахов дороговато. А тут мы всех опережаем, вытираем нос...
Это интересно и потому, что при деноминации один к 10 тысячам у нас появляется абсолютно адекватное восприятие действительности. То есть зарплата будет 200 рублей — советских времен, хлеб будет стоить 20-30 копеек, водка будет стоить два рубля! То есть такой сильный психологический момент».
Л.Заико считает, что нашему правительству нужно подсказать увеличивать сферу безналичных расчетов. Электронные карточки ликвидируют всякую нужду в копейках. И если у нас сейчас 30% торговых расчетов приходится на безналичные расчеты, то надо довести этот процент до ста.
Монеты же в Беларуси могут пригодиться только нищим, если их будет много в стране.
В декабре по этому вопросу высказался бывший глава Нацбанка Беларуси Станислав Богданкевич. По его мнению, деноминация белорусского рубля на уровне «минус четыре нуля» может быть проведена уже во втором полугодии 2012 года.
Он отметил, что «на деноминацию надо идти только тогда, когда правительство и Нацбанк готовы твердо заявить, что в дальнейшем они не допустят такую инфляцию и падение обменного курса».
Для этого надо обеспечить несколько факторов: стабилизировать потребительский и валютный рынки, контролировать рублевую денежную массу, ограничить расходы бюджета и кредитование неэффективных государственных программ.
Богданкевич считает, что вернуть доверие населения к белорусскому рублю будет чрезвычайно тяжело. «Власти до этого проводили правильную политику, осознанно идя на развал, только в том случае, если подготавливали почву для перехода на чужую, иностранную валюту», - подчеркнул он.