Официальная безработица в Беларуси на конец декабря 2011 года составляла 0,6% — едва ли не самый низкий показатель в Европе.
По сравнению с 2010 годом этот показатель снизился на 0,1%, несмотря на глубокий кризис, поразивший все без исключения отрасли отечественной экономики. В правительстве заявляют, что в 2012 году безработица не превысит прогнозного уровня — 1,5%. По альтернативным оценкам, ее уровень может достигнуть 20%, пишут naviny.by.
Белорусский подход к проблеме занятости и принцип учета безработных — история отдельная.
Согласно критериям Международной организации труда (МОТ), безработным является не только тот, кто не имеет работы, но и тот, кто активно ее ищет, а также готов приступить к работе в течение недели. При этом учитываются все категории граждан — студенты, если они хотят работать и ищут возможность, пенсионеры, инвалиды.
В Беларуси безработным считается только тот, кто становится на учет в службу занятости. Таковых из года в год становится все меньше — прежде всего из-за крайне низкого размера пособия по безработице. Так, например, в Минске средний размер такого пособия в декабре составлял 149,3 тысячи рублей при бюджете прожиточного минимума в 574 790 рублей. В регионах пособие еще более скудное.
Кроме того, имея официальный статус безработного, человек обязан участвовать в общественных работах, на которые его направляют в службе занятости. Это тоже не прибавляет желания становиться на учет.
Несмотря на мажорные публичные заявления, власти понимают, что официальные показатели безработицы далеки от реальности и надо что-то предпринимать.
В декабре «палата представителей» приняла в первом чтении поправки в закон «О занятости населения». В частности, предполагается повышение размеров стипендий безработным, направляемым на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Предусмотрено также сохранить дифференцированный подход к выплате стипендий — от двух до восьми базовых величин (базовая величина ныне составляет 35 тысяч рублей, с апреля увеличится до 100 тысяч рублей). При этом в максимальном размере стипендии будут выплачиваться гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации или сокращением работников в ней.
Планируется также ввести в круг обязанностей для безработных самостоятельный поиск работы.
Предполагается, что органы занятости будут частично или полностью оплачивать расходы нанимателей, которые направляют на профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения.
Однако все эти меры, по мнению независимых аналитиков, не принесут желаемого эффекта.
В стране фактически отсутствует система государственной социальной поддержки, констатирует экономист Сергей Чалый. Пособие по безработице, на которое при нынешних ценах можно прожить всего несколько дней, не является таковым по сути. По оценке Чалого, уже в ближайшее время безработица в Беларуси может достигнуть 20%.
Бывший министр труда, социолог Александр Соснов оценивает реальную безработицу сегодня на уровне 10% от экономически активного населения.
Эксперты указывают на тревожную тенденцию — отток высококвалифицированных кадров, преимущественно молодых и перспективных, за границу. Эта проблема становится для белорусской экономики и общества в целом все более актуальной.
Результаты недавнего исследования миграционных потоков, проведенного при поддержке Белорусского фонда публичной политики (BPPF), свидетельствуют: страну покидают высококвалифицированные кадры, в то же время приезжают гораздо менее квалифицированные трудовые мигранты.
По словам руководителя исследования, завотделом макроэкономического регулирования Института экономики Национальной академии наук Александра Лученка, наблюдается закономерный процесс: в борьбе за квалифицированных работников выигрывают более богатые страны.
Ученый убежден, что закрепить перспективные кадры можно только увеличением зарплаты.
Он привел в пример Россию, где в 2010 году был принят закон, направленный, с одной стороны, на привлечение высококвалифицированных специалистов из других стран, с другой — на ограничение въезда низкоквалифицированных мигрантов. Результатом этого стала тенденция увеличения выдачи разрешений на работу квалифицированным специалистам.
В Беларуси же наблюдается обратный процесс. Наша страна сегодня является «чистым импортером рабочей силы», подчеркивает экономист.
Что характерно, в самой Беларуси при этом ощущается недостаток рабочей силы. Аналитики прогнозируют, что с созданием Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана эти тенденции будут усиливаться.
Вместе с тем, специалисты не советуют решать проблему путем привлечения в Беларусь низкоквалифицированных мигрантов.
«Следует проводить реконструкцию, обновление, перевооружение производства, внедрять инновации, привлекать инвестиции», — считает бывший председатель правления Национального банка Станислав Богданкевич.
По его мнению, нерентабельные предприятия — а таких сегодня в госсекторе больше половины — должны быть закрыты. Тех, кто потерял в связи с этим работу, можно задействовать в малом и среднем бизнесе, считает Богданкевич. Но для этого, подчеркивает экс-глава Нацбанка, нужно наконец дать этому бизнесу зеленый свет.
Независимые аналитики также убеждены: чтобы эффективно решать проблемы не только на рынке занятости, но и в ряде других сфер экономики, государство должно для начала реально их оценивать. А значит, необходимо переходить на международную методику подсчета безработных и определения этого явления как такового.
К слову, в ноябре 2011 года Белстат при поддержке Всемирного банка впервые провел выборочное обследование домашних хозяйств в целях изучения проблем занятости населения.
Заместитель председателя Белстата Елена Кухаревич сообщила журналистам, что с 2012 года подобные исследования планируется проводить на регулярной основе, ежегодно опрос будет охватывать 28 тысяч домашних хозяйств.
Как пояснила чиновница, цель подобных мероприятий — «получить объективную информацию о состоянии занятости и безработицы в стране», поскольку традиционная система сбора статистической информации не отражает полной картины.
По ее словам, собранные данные будут использованы в соответствии с международной практикой в разработке госпрограмм, направленных на уменьшение безработицы и трудоустройство граждан.
Однако информация, полученная в ходе обследований, будет носить конфиденциальный характер, добавила представительница Белстата.
Такой подход говорит о многом. Очевидно, что нынешним властям не хватает политической воли публично признать проблему растущей безработицы. Низкая безработица для них — своеобразный фетиш, считают аналитики.
Вот и получается, что на уровне ведомств наличие проблемы признается и даже предпринимаются попытки ее решения. В то же время обывателя продолжают убаюкивать мифическими цифрами.
Так, на недавней пресс-конференции заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак заявил: в наступившем году ситуация на рынке труда не изменится и безработица будет находиться в пределах прогнозного показателя — до 1,5%.