8 мая Александр Лукашенко подписал новый закон «О государственной охране». Согласно ему служба безопасности белорусского правителя права проводить оперативно-розыскную деятельность.
Закон «О государственной охране» устанавливает, что право на охрану имеют президент, премьер-министр, председатели обеих палат парламента, руководители иностранных государств и правительств, члены их семей и другие иностранные государственные деятели, находящиеся на территории Беларуси, сообщает «Еврорадио».
Президенту, полномочия которого заканчиваются, охрана дается с его согласия пожизненно. Во время исполнения президентских обязанностей охрана предоставляется не только главе государства, но и членам его семьи, проживающим вместе с ним или сопровождающим президента.
Служба безопасности белорусского правителя получила права проводить оперативно-розыскную деятельность, создавать подразделения специального назначения. Охранники имеют право в любое время суток входить в жилые помещения или другие законные владения граждан. Что интересно, служба безопасности может вломиться в ваш дом, выбив двери и не имея на руках санкции прокурора. После «операции» стоит только довести случившееся до ведома прокурора.
Охранники Лукашенко превращаются в спецслужбу — наравне с КГБ, полагает подполковник запаса комитета госбезопасности Валерий Костко.
«Полномочия широкие, состав достаточно большой, они имеют право проводить и агентурно-оперативную работу, поисковые мероприятия. Функции у неё — как у обычной спецслужбы», -- говорит Валерий Костко.
Но ведь так было не всегда. О своей охране рассказывает председатель Верховного Совета Станислав Шушкевич:
«КГБ занималось — там была специальная команда. И вся охрана вместе: дом, служба, дача — вся команда вместе с их начальником состояла из девяти человек. Они занимались и другими делами, но могли привлечь к охране до девяти человек. А сейчас — до двух тысяч».
За границу, например, в Рио-де-Жанейро Станислава Шушкевича сопровождал вообще один «гебешник». С какой свитой Александр Лукашенко ездил весной на отдых в Сербию — неизвестно до сих пор: то ли 40 человек обслуживания, то ли сто сорок.
Численность «армии», стоящей на охране Александра Лукашенко, возведена в ранг государственной тайны.
«Эту цифру никто открыто называть не будет. Я придумывать ее не хочу — я её просто не знаю; но, видимо, не слабая охрана, если перекрываются дороги... Когда народно избранные руководители идут в народ, то зачем их охранять от народа?» — говорит подполковник КГБ Валерий Костко.