Норвегия не может вести никаких переговоров с режимом Александра Лукашенко, так как в Беларуси итоги выборов фальсифицируются, за политические убеждения и выступления бросают в тюрьмы и пытают, - издание Aftenposten.
Норвежское издание Aftenposten опубликовало статью против соглашений между Европейской ассоциацией свободной торговли с Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана. Эти переговоры от имени организации ведет Осло, пишет charter97.
Газета также поместила фото, на котором норвежский министр промышленности и торговли Тронд Гиске (второй слева) пьет шампанское с белорусским министром торговли Николаем Снопковым (крайний справа), министром экономического развития РоссииЭльвирой Набиуллиной и швейцарском министром экономики Йоханом Шнайдер-Оманом.
Снимок сделан в начале 2012 года в Женеве, где проходили переговоры о заключении соглашений о свободной торговле между государствами Таможенного союза и EFTA. Предполагается, что следующий раунд переговоров пройдет в ноябре в Минске.
Как отмечает Aftenposten, Норвегия не может вести никаких переговоров с режимом Александра Лукашенко, так как в Беларуси итоги выборов фальсифицируются, за политические убеждения и выступления бросают в тюрьмы и пытают.
Издание цитирует слова жены кандидата в президенты и политзаключенного Андрея Санникова Ирины Халип, которая, увидев своего мужа впервые за несколько месяцев в витебской тюрьме, сказала: «Он выглядит как после 10 лет сталинских концлагерей».
Aftenposten вспоминает также и о жестоких условиях содержания другого политзаключенного и кандидата в президенты - Николая Статкевича.
«Ситуация с правами человека в Беларуси существенно ухудшилась с прошлого года, и мы готовы расширить санкции», - сообщил изданию дипломат в ЕС. Предполагается, что 27 февраля министры иностранных дел Союза постановят еще больше усилить санкции в отношении режима.
Между тем европейский директор международной правозащитной организации Human Rights Watch Ян Эгеланн в беседе с журналистами был очень удивлен, что его страна от имени EFTA ведет переговоры с Россией, Беларусью, Казахстаном, так как «во всех этих трех странах зафиксированы массовые нарушения прав человека. Например, в России систематически подавляется оппозиция, нет свободы слова и свободы ассоциаций, а Беларусь так вообще называют последней диктатурой Европы».
«Это очень проблематичная ситуация, - подчеркнул Ян Эгеланн, - ведь торговые соглашения - сигнал того, что вы хотите установить более тесные связи со страной».
Эгеланн убежден, что Осло вместе с Брюсселем должны проводить политику максимального давления на авторитарные режимы.
В свою очередь, норвежские власти утверждают, что они пытаются внести в соглашения о свободной торговле «четкие заявления о правах человека». Но журналисты Aftenposten внимательно изучили протоколы заседаний переговорной комиссии и ни в одном из них не нашли выражения «права человека».
Как считает директор Норвежского института международных отношений (NUPI) Ульф Свердруп, «похоже, что Осло заключит соглашения о свободной торговле в то время как ЕС готовится расширить санкции».
«Вопрос же в том, может ли EFTA вообще продолжать эти переговоры», - отмечает норвежский эксперт.
Ситуацию осложняет тот момент, что изначально EFTA подписала важные, особенно для Норвегии, соглашения с Россией. Потом, когда был создан Таможенный союз, Москва выдвинула требование, чтобы в дальнейшие переговоры были включены Минск и Астана, с чем Осло на тот момент согласилось.
Ссылаясь на собственные источники в торговых структурах, Aftenposten пишет: «Если все пройдет гладко, сделка будет заключена в следующем году».
Интересный момент: Норвегия ведет переговоры не только со всем Таможенным союзом сразу, но и с каждой страной в отдельности. Этого требуют условия соглашений.
По словам Ульфа Свердрупа, «EFTA надеется таким образом получить конкурентные преимущества в Евросоюзе, так как некоторые из этих соглашений предусматривают более низкие социальные стандарты, чем в ЕС».
Европейская ассоциация свободной торговли была основана в 1960 году, чтобы создать свободную торговую зону. Позже страны, вошедшие в ЕС, покинули ассоциацию. В результате в составе EFTA остались только четыре страны, которые не вошли в Союз: Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн.