Диктатор согласился отдать на откуп российским летчикам охрану внешней воздушной границы Беларуси.
Кроме того, он отказаться от своей системы ПВО, лишив тем самым себя одного из главных внешнеполитических козырей, а страну – еще одной части суверенитета.
Своим указом №65 от 13 февраля он утвердил Соглашение между Беларусью и Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации (ЕРС ПВО), пишет АФН.
Соглашение было подписано министрами обороны двух стран еще 3 февраля 2009 года, однако до настоящего момента оставалось одной из десятков тысяч неработающих бумажек с автографами белорусских высокопоставленных чиновников.
С практической точки зрения документ имеет гораздо больше плюсов чем минусов. Да, воздушная угроза со стороны Польши, Литвы или Украины (страны, расположенные по внешней границе) сегодня представляется немыслимой. Но если уж охранять границу, в том числе и воздушную, как атрибут независимого государства, то уж отнюдь не Еврокоптерами Госпогранкомитета. Своей боевой авиации в стране почти не осталось, а то что еще летает, грозит в любой момент обернуться очередным крушением, коих случилось немало за последние 3 года.
Соглашение же предусматривает оснащение войск ЕРС ПВО вооружением и военной техникой на основе единой военно-технической политики и единые требования к боевой готовности и выучке войск. Последнее является даже более важным, чем поставки современного оружия. Самолеты у Беларуси еще есть, но вот летный стаж белорусских военных летчиков оставляет желать лучшего. А что толку от новой техники, если ей пользоваться никто не умеет.
С политической же точки зрения Лукашенко лишает себя, пусть и частично, одного из главных козырей в постоянном торге с Россией. Теперь уже не скажешь, что Беларусь насмерть стоит на охране западных рубежей «союзного государства», а значит - России. Ну только что наземная часть осталась за синеокой, то есть танки, идущие на Смоленск. Но танками сегодня, как известно, уже никто не воюет. Так что доказывать зависимость России от Беларуси придется иными аргументами, коих почти не осталось.
Компенсировать потерю такого козыря можно лишь частично моральным удовлетворением от того, что теперь российские истребители будут частенько нервировать польских военных, удобно устроившихся под зонтиком НАТО.
Понятно, что, по сути, ратификация соглашения стало одним из условий оказания Россией прямой или косвенной помощи белорусским военным. Эта тема обсуждалась на встрече Лукашенко и президента РФ Медведева в Сочи. А письмо, известное как "подайте чэсным белорусским офицерам" родилось не на пустом месте.
Но вот что еще примечательно. Одобрение соглашения совпало чуть ли не час в час с приездом в Минск главы ВЭБ РФ Дмитриевым и его согласием предоставить Беларуси кредит на $500 млн. на авансирование своей части работ по строительству белорусской АЭС
И не надо возражать, что такое совпадение двух событий в один день - чистая случайность. Столь же случайно совпало, что в один и тот же день декабря прошлого года А.Лукашенко подписал пакет документов по ЕЭП и продаже Белтрансгаза, а вечером того же дня в Минске появился глава Сбербанка Греф с кредитом в $1 млрд. Беларуськалию.
Короче, Москва четко усвоила действенную форму воздействия на Лукашенко. Утром требует от него интеграционные стулья, чтобы вечером выдать союзных кредитов. Проблема в том, что стульев то почти не осталось, а денег надо с каждым днем всё больше и больше.