Около 74% жителей Беларуси проживают в городах - это самый высокий показатель на постсоветском пространстве (такой же уровень урбанизации зафиксирован в Чехии и Швейцарии). Об этом сообщает БЕЛТА со ссылкой на ресурсный центр Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси.
Внутренняя миграция в Беларуси отражает общемировую тенденцию к урбанизации. Вместе с тем белорусы менее мобильны, чем жители многих развитых стран. Кстати, лишь в некоторых странах Европы наблюдается обратный процесс - дезурбанизация, то есть население стремится обосноваться в окрестностях крупных городов и в сельской местности. Так, за последние годы в Андорре, Люксембурге и Словении доля городского населения снизилась.
В 108 административных районах Беларуси (свыше 90%) наблюдается убыль населения. На протяжении десятилетий магнитом для жителей республики остается Минск (здесь живет каждый пятый белорус), привлекательными являются и областные центры. Это влечет деформацию структуры населения, отметила младший научный сотрудник Института экономики Национальной академии наук Беларуси Юлия Петракова.
По ее словам, за счет внутриреспубликанской миграции столица постоянно пополняется молодыми трудовыми ресурсами. Более 80% миграционного прироста населения Минска приходится на группу 15-19 лет: молодежь после окончания школы со всех уголков страны устремляется сюда для продолжения обучения в ссузах и вузах. На эту возрастную группу приходится около половины всех прибывающих в столицу мигрантов. Значителен и поток мигрантов в возрасте 20-24 года. Однако в этом возрасте наблюдается и самая высокая численность выбывших из Минска. Большую часть покидающих столицу мигрантов составляет получившая образование молодежь, которая возвращается в родные места или отправляется в регионы по распределению или в самостоятельном поиске работы.
Среди молодежи численность прибывших и выбывших девушек превышает численность юношей, что в итоге увеличивает и без того значительную группу столичных невест. В средних и старших трудоспособных возрастах на фоне практически одинакового притока лиц обоих полов численность покидающих столицу мужчин превышает численность женщин. Это сводит к нулю приток в столицу мужчин, что вместе с высокой смертностью мужского населения этого возраста усугубляет перевес в столице женщин.
В областных центрах также прослеживается тенденция высокой миграционной активности женщин в возрасте 15-24 года. Однако если для Минска характерны прирост населения в возрастной группе 15-19 лет и отток в 20-24 года, то в областных центрах наблюдается противоположная ситуация. Несмотря на приток молодежи на учебу из районных центров и сельской местности, все областные центры теряют свое население в возрасте 15-19 лет при обмене населением с Минском.
Сохраняется устойчивая тенденция оттока населения из всех областей в Минск. Также наблюдается приток населения из других областей республики в Минскую область, которая терпит потери населения только в обмене с Минском.
Численность мигрантов, прибывающих в сельскую местность из городской, постоянно сокращается. Так, за последнее пятилетие доля мигрантов, прибывших из города в деревню, в общей численности мигрантов снизилась с 23% в 2005 году до 18% в 2010-м. В абсолютном выражении в 2010 году из 211,3 тыс. человек, сменивших место жительства в пределах республики, 38 тыс. составили мигранты, переехавшие из городской местности в сельскую.
Пик миграционной активности из города в село приходится на возраст 20-24 года. В этот период большинство молодежи оканчивает учебу в высших и средних специальных учебных заведениях и возвращается домой или переезжает на место распределения.
Средний белорусский горожанин на пять с половиной лет моложе среднего сельского жителя. Средний возраст сельского населения Беларуси на начало 2011 года составил 43,8 лет, городского - 38,2 года. По данным переписи населения Беларуси, в 2009 году в сельской местности на 1000 мужчин приходилось 1123 женщины, в городах - 1160, в Минске - 1177 женщин на 1000 мужчин.