Cкандал в Беларуси, связанный с выбором участника на «Евровидение-2012», продемонстрировал влияние власти на шоу-бизнес.
Представлять Беларусь на международном конкурсе «Евровидение-2012», который в этом году будет проходить в Баку, 26 мая, должна певица Алена Ланская, пишет Deutsche Welle.
Она стала победителем национального телевизионного музыкального проекта «Еврофест», итоги которого стали известны на минувшей неделе, 14 февраля. Однако сразу после того, как были объявлены результаты, в интернете появились копии документов, в которых чиновники из сферы культуры и образования давали поручения «организовать sms-голосование» в поддержку Ланской. Произошел скандал. Александр Лукашенко распорядился проверить итоги отборочного конкурса, хотя сам факт - возможность административного вмешательства в творческие процессы - никого в Беларуси, судя по всему, особенно не удивил.
Номенклатурное обслуживание и «черные списки» музыкантов
Музыкальный журналист Дмитрий Безкоровайный вспоминает, что имя Алены Ланской в качестве представителя от Беларуси на «Евровидении -2012» стало звучать в кулуарах летом после ее победы на фестивале «Славянский базар». Данное предположение усилилось после того, как в ноябре 2011 года указом Лукашенко исполнительнице было присвоено звание заслуженной артистки страны. 26-летняя Ланская стала самой молодой певицей, удостоенной такого звания.
Использование административного ресурса при определении лучших исполнителей, журналист Дмитрий Безкоровайный называет вопросом не политическим, а бюрократическим. Он отмечает, что это просто обслуживание номенклатурой заранее принятого наверху решения, как и во многих других сферах белорусской жизни. К тому же о настоящих выборах конкурсантов в стране, где существуют «черные списки» музыкантов, по мнению журналиста, говорить сложно.
Между рынком и социализмом
«Есть прикормленные исполнители, а есть все остальные», которые обычно никак не пересекаются. Так охарактеризовал ситуацию на белорусской музыкальной сцене лидер культовой альтернативной группы Drum Ecstasy Филипп Чмырь. Он говорит, что большинству белорусских групп не хватает клубов и других площадок, где можно было бы выступать, но «прикормленных» раскручивают по радио и телевидению, билеты на их концерты распространяют на фабриках и заводах. «Мы существуем в свободном рынке, а они - в счастливом социализме», - констатирует Филипп Чмырь.
Парад блондинок
По словам культуролога Максима Жбанкова, белорусская «легкая музыка широкого пользования» отличается склонностью к штампованным решениям – «параду блондинок и крашеных мальчиков». И в нынешнем виде, по его словам, белорусская эстрада нежизнеспособна, потому что существует исключительно благодаря подпитке со стороны государства. «Такая дотационная попса, она, по определению, не самостоятельна и не креативна, она управляема», - поясняет Максим Жбанков.
Управление музыкой, происходит, в том числе посредством конкурсов. Но, если например, конкурс «Славянский базар» организуется по белорусскому сценарию, то на «Евровидении» приходится придерживаться европейских правил. «Однако на данный конкурс Беларусь приходит, как и в другие сферы, демонстрируя все прелести управления страной, в том числе и при отборе каких-то поп-персонажей», - сетует Максим Жбанков.
Культуролог считает, пока внутри Беларуси не будет открытых, понятных конкурсов для всех исполнителей, ожидать победы на «Евровидении» белорусам не стоит.