«Качание маятника по амплитуде Восток-Запад ударит кому-то лбу», - считает известный белорусский политолог Роман Яковлевский. Но не все действующие лица такой игры об этом думают.
Политический обозреватель Роман Яковлевский полагает, что признание Минском Абхазии и Южной Осетии не за горами, поскольку Минск всегда их поддерживал. Однако, Александр Лукашенко, по мнению эксперта, может вести торг и с США, с которыми якобы идут разговоры о выделении $1 млрд. в обмен на признание независимости Косово. То, в какую сторону качнется маятник в приоритетах Александра Лукашенко, по его мнению, может обернуться неприятностями: маятник ударит всем участникам по лбу, поскольку «не все действующие лица такой игры об этом думают», пишет ru.delfi.lt.
- Признание и непризнание Абхазии и Южной Осетии - условие, которое ставят, соответственно, Россия и ЕС Беларуси. От этого, в российском случае, зависит получение Беларусью кредитов и экономическая поддержка Россией Беларуси. Между тем, Беларусь якобы ведет разговоры насчет кредита и с США взамен на признание Косово? Лукашенко ищет выходы из тупика в связи с «непониманиями» с Россией?
- До прихода Лукашенко к власти и после Минск всегда де-факто признавал сепаратистские режимы этих частей Грузии, поддерживая с ними торгово-экономические отношения. И это не было секретом для Тбилиси, открывшего в центре Минска, если не ошибаюсь в 2008 году, свое посольство. Следует напомнить, что в отличие от России, Беларусь сохраняет не только дипломатические отношения с Грузией, но и безвизовый режим. Такое разночтение внешних политик двух частей СБИР (союзного государства России и Беларуси), которые вроде бы должны быть согласованными (но не общей политикой в силу разных весовых категорий в мире), можно считать признаком независимости Беларуси.
В то же время она сохраняет сильную экономическую зависимость от России, которая все чаще ставит политические условия при оказании экономической поддержки. Своеобразие политики Лукашенко в отношении Грузии заключается в том, что, официально признавая ее территориальную целостность, одновременно, на протяжении уже многих лет осуществляется реальная поддержка сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии. Этакая многовекторность. Думаю, что признание Минском де-юре этих российских протекторатов не за горами.
Что касается слухов о неких тайных переговорах Беларуси с США на предмет признания независимости Косово взамен на американский кредит в $1 млрд., то тут необходимо отметить следующее. Об этом миллиарде для Лукашенко впервые стал говорить Андрей Суздальцев, который является не просто российским политологом, но и экспертом, к которому прислушиваются в Совете Федерации, Совете безопасности и МИД России.
По крайне мере, его доклады на белорусскую тему там весьма востребованы. Я не исключаю, что Андрей Суздальцев мог просто получить возможность озвучить мнение, которое и так бытует в упомянутых и иных властных структурах. Тем более, все это представляется интересным на фоне регулярных визитов главы МИД Беларуси Сергея Мартынова в Женеву, которые остаются тайной разве что для большинства самих граждан Беларуси.
Может быть там, на берегу Женевского озера, Лукашенко с помощью своего министра и ищет выход из тупика из-за «непонимания» с Россией.
- Александр Лукашенко говорил , что «игра затеяна по крупному»?
- Я думаю, что как раз такую тайную игру с Вашингтоном, с Западом он и мог иметь в виду.
- В какую сторону на этот раз качнется маятник?
- Если подразумевать качание маятника по амплитуде Восток-Запад, то, боюсь, что при такой рискованной игре маятник может качнуться так, что ударит кому-то лбу. Ощущение, что не все действующие лица такой игры об этом думают.
- Литовский парламентарий Э.Зингерис предложил сделать Вильнюс центром сотрудничества ЕС и Восточных соседей? Что вы думаете по этому проводу?
- Непросто понять мотивации такого предложения, когда все прошедшие выборы в парламент Беларуси остаются непризнанными ЕС. Да и самому господину Зингерису запрещен въезд в Беларусь. Тестом о намерениях белорусских властей могло бы стать его присутствие на открытии 8-го июня в Минске информационного пункта Совета Европы.
Известно, что Литва стояла у истоков идеи «Восточного партнерства». Именно президенты Литвы и Польши были его родоначальниками. Подключение Швеции лишь усилило эту инициативу. Так что предложение уважаемого господина Зингериса реально может быть лишь напоминанием о роли Литвы в этой новой политике ЕС. О ее парламентском измерении можно будет говорить только после признанных демократических выборов.