Мэтью Чарльз рассказал, как ему помог Джулиан Ассанж и что в Британии знают о Беларуси.
1 марта в Лондоне состоится премьера документального фильма «Europe’s Last Dictator». Его авторами являются Мэтью Чарльз и Джуан Пассарелли. Бюджет ленты составил почти 16 тысяч евро. Мэтью Чарльз объясняет «Еврорадио», чем его заинтересовала Беларусь, и рассказывает, с какими проблемами он столкнулся во время съемок.
- Почему вы решили сделать этот фильм?
- Я сделал второй фильм про Беларусь. Я провел много времени с белорусскими активистами, с белорусским «Свободным театром». И я знаю много людей, которые были арестованы и избиты во время демонстраций в день выборов. И создание фильма — моя помощь в улучшении ситуации. Я уже снимал один фильм о Беларуси. Он называется «Постановка революции» — это документальный фильм для BBC, который рассказывает о «Свободном театре».
- Новый фильм также будет транслироваться по BBC?
- Посмотрим, я надеюсь (смеется).
- Вы были в Беларуси. И что думаете о стране, людях?
- Это красивая страна с очень приветливыми и гостеприимными людьми. И у меня много белорусских друзей. Я всегда ощущал добродушное отношение местных жителей ко мне. Так что у меня сейчас много белорусских друзей, как в Беларуси, так и в Великобритании.
- А что скажете насчет политической ситуации в стране?
- Я думаю, это позор, что люди не могут жить так, как они хотят. То, что семьи разбиваются на куски из-за действий белорусского правительства. В частности, это касается семей Алеся Михалевича и Леонида Новицкого. Это трагедия и огромная печаль.
- Когда вы были в Беларуси, вы снимали какие-то сцены для фильма?
- Я снимал в Беларуси подпольно все время — например, в Шклове и Александрии. В этих местах мы пытались вернуться к прошлому Александра Лукашенко, его корням. В Беларуси была сделана последняя часть фильма. Я встретился и записал разговоры со многими людьми. Это семьи Леонида Новицкого, Андрея Санникова, Андрея Дмитриева, Миланы Михалевич. Это было в апреле и мае прошлого года.
- Вообще, каков интерес к фильму в Британии?
- Скоро увидим. Фильм еще не вышел на экраны. Беларусь — это тема, о которой люди в Великобритании, честно говоря, ничего не знают. Но я уверен, что если бы они что-нибудь знали, то были бы шокированы тем, что происходит, фактически, у их соседей.
- Что можете рассказать о презентации фильма в Минске?
- Да, что-то планируется, но не могу вам предоставить никаких деталей.
- Что расскажете насчет участия актрисы Джоанны Ламли?
- Ее голос мы слышим за кадром. Она большой друг белорусского «Свободного театра». Она честно признается, что раньше ничего не знала о Беларуси, и когда узнала о происходящем там, была в шоке. Поэтому она предоставила свой голос в поддержку белорусской оппозиции. Она считает, что к Беларуси нужно привлекать больше внимания не только в Британии, но и по всей Европе, по всему миру.
- Расскажите об участии в проекте Джулиана Ассанжа.
- Ассанж также поддерживает требование освобождения белорусских политзаключенных и поддерживает демократизацию Беларуси. Его связь с фильмом в том, что мы используем фрагменты перехваченной переписки из американских дипломатических источников, которые появились на Викиликс. Он также будет на лондонской презентации и будет говорить про Беларусь. Не думаю, что он предоставит какую-то новую информацию из переписки о Беларуси, поскольку все тексты уже доступны онлайн. Однако, возможно, в нашем фильме будут какие-то новые факты, связанные с этой рассекреченной перепиской, о которых люди раньше не знали.
- Интересно, каков бюджет фильма? И какие организации профинансировали его создание?
- Никакие организации не финансировали, это мой проект. Фильм не использовал никаких ресурсов, кроме моих собственных. Приблизительно я затратил около 10 тысяч фунтов стерлингов.
- Планируется ли презентация фильма в других странах, помимо Великобритании и Беларуси?
- Да, планируем. Но, во-первых, хочу со своим фильмом принять участие в кинофестивалях.
- Может, вы столкнулись с какими-то проблемами из-за того, что снимали фильм в Беларуси?
- Меня остановили в аэропорту, когда я уже уезжал. Со мной беседовали 2 часа. Они знали, что я делал фильм, и поэтому искали мои видеозаписи. Но видео, которое я заблаговременно отправил через границу, не нашли.