Независимые эксперты заявляют, что золотовалютные резервы Беларуси могут закончиться уже осенью.
3 июня Евростат, статистическое бюро Европейского Союза, опубликовал первые оценки ВВП за первый квартал 2009 года. Согласно данным, ВВП в Еврозоне (ЕС-16) упал на 2,5% и на 2,4% в зоне ЕС-27 по сравнению с предыдущим кварталом, пишет сайт Euramost.org.
Кроме того, по сравнению с первым кварталом 2008 года, сезонно скорректированный ВВП уменьшился на 4,8% в Еврозоне и на 4,5% в ЕС-27, после снижения на 1,7% и 1,6% соответственно в предыдущем квартале.
В то же время, правительство Беларуси не перестает гордо заявлять о том, что у нас рост ВВП в первом квартале текущего года составил 1,6%. Лукашенко особенно выделил данный факт на фоне снижения ВВП в российской экономике, давая отповедь министру финансов России Алексею Кудрину. Напомним, сказано это было в ответ на заявление российского министра о неплатежеспособности Беларуси в вопросе возврата полученных кредитов, сделанное им 28 мая после заседания «союзного» Совмина.
Известный экономист Леонид Злотников, что положительные показатели белорусской экономики объясняются особенностями местной статистики.
– Вам не кажется странным, что в то время, когда все страны заявляют о снижении ВВП, Беларусь, при своих «затаренных» складах, сумело это самое ВВП нарастить?
– Методология нашей статистики соответствует мировым стандартам. И расчет ВВП, и расчет темпов инфляции проводятся по международным методикам. Но если одно немаловажное отличие. У них эти расчеты рассчитаны на рыночную экономику, на свободные цены. И если у нас цены не свободные, вы же знаете, сколько у нас каналов регулирования цен, то спрашивается: как могут работать те методики в наших условиях? Это такое общеметодологическое замечание. Но и я, и экономист Чалый, делали прикидки по результатам первых двух месяцев. По нашим прикидкам – был завышен дефлятор ВВП и получался темп роста плюсовой. Но дефлятор ВВП рассчитывается как среднее по индексу цен и потребительских товаров, и товаров для производства, и тарифов на перевозки, тарифов на связь и другие услуги. Все эти индексы по отдельности были от 13-15% и выше. Они сумели их «взвесить» так, что бы получить 10%. Такого в природе быть не может! Был занижен дефлятор, а отсюда – был завышен ВВП. По нашим прикидкам, ВВП у нас был в минусе на 5%. Кроме того, нигде на Западе ВВП производственным методом не считается – там по реализации идет. А у нас ВВП считают производственным методом: зарплата, заложенная в товары, попавшие на склад, нереализованная бухгалтерская прибыль, которая так же легла в товарах на склад – все вошло в ВВП. То есть, добавленная стоимость, которая попала на склад, ее тоже включили в ВВП. А это еще минус 5%. Можете ссылаться на оценки независимых экономистов и писать, что на самом деле у нас было падение ВВП на 10%. Примерно, как и в России было такое падение.
О нашей статистике можно говорить долго и соглашаться с тем, что у нас методы статистического учета как у всех, но у нас нет реальных цен, которые что-то отражают. Например, как считает Минстат индекс потребительских цен: берет свинину по 10 тысяч рублей и говядину приблизительно по такой же цене. Но этот подход не охватывает все товары, а только часть их. Особенно это касается социально значимых товаров. Цены на которые государство контролирует, выдает субсидии. И по этим ценам считаются темпы инфляции. Понимаете, что в корзине, которая содержит около 350 товаров и услуг, большинство социально значимых. Подбираются товары, например, одежда или обувь, по ценам очень низким. В первую очередь, товары белорусского производства. А большинство населения такие товары и по таким ценам просто не потребляет. В результате – нам трубно, пользуясь данными нашей статистики, сказать – что же у нас происходит на самом деле.
– То есть, наша экономическая ситуация определяется несоответствующей действительности статистикой?
–Вообще-то, наша экономическая ситуация в начале года определялась тем, что мы продолжали получать кредиты. В самом конце прошлого года мы получили российский кредит 2-х миллиардный, осталось только 500 миллионов получить, получили из Венесуэлы 0,5 миллиарда, в январе первый транш шел кредита МВФ. То есть, первые два-три месяца в нашу экономику вливалось по 2 миллиарда долларов. И эта внешняя подпитка так же влияла на наши показатели. Кроме того, в любом авторитарном государстве правительство для улучшения показателей и приписки использует, и подает статистику в несколько натянутом виде. Мол, все у нас хорошо. Известны случаи, когда директоров и бухгалтеров убыточных предприятий приглашали в высокие кабинеты и советовали отчеты сделать такими, что бы показатели по количеству убыточных предприятий в стране были более приемлемыми. Что бы по показателям было хотя бы минимальная рентабельность. Бухгалтера умеют туда-сюда затраты перенести и временную рентабельность показать.
Короче, я как экономист могу откровенно сказать: наша экономическая ситуация не столь радужна, как это подает наша же статистика.
– Исходя из этого: каковы ваши прогнозы на счет того, когда произойдет девальвация?
– Когда не будет кредитов. Правда, пока есть золотовалютные резервы. На них можно протянуть еще 2-3 месяца, даже если никаких кредитов не будет. А после – по неволе необходима будет девальвация.