Несмотря на то, что белорусские товары за границей все меньше востребованы, заводы продолжают штамповать продукцию.
Рабочие тракторного завода говорят про постепенный переход отдельных цехов на четырехдневную рабочую неделю. Самосвалы МАЗ заполнили всю окружающую территорию, а торговые контракты приравнены к служебной тайне.Минский «Атлант» почти полностью переориентировался на затоваривание складов, а «Горизонт» объявил о грандиозных скидках, которые не спасают общую ситуацию, передает «Радыё Свабода».
Общая проблема всех промышленных предприятий Беларуси — сворачивание экспортных поставок. Согласно последним данным Национального статистического комитета, торговый баланс Республики Беларусь за январь-апрель 2009 года уменьшился наполовину. Так, объем внешней торговли в части экспорта составил только 51% к уровню того же периода прошлого года. Как говорит экономист Леонид Злотников, при том, что белорусские товары за границей все меньше востребованы, заводы продолжают штамповать продукцию, которая с конвейера направляется прямиком на склад:
«В легкой промышленности, в производстве тех же стиральных машин, пылесосов такая тенденция наблюдалась и раньше — очень большая доля оседала на складе. Но куда более значительно для нас то, что происходит с продукцией машиностроения — кардинально увеличены цифры именно в этой области. Здесь они конкурируют разве с ростом в области производства строительных материалов. Но, впрочем, это то, что и ожидалось».
По неподтвержденным официальным данным, на четырехдневную рабочую неделю переходит большинство цехов Минского тракторного завода. На грани критической ситуация на Минском автозаводе. Грузовые автомобили МАЗ заполнили практически все подъезды к предприятию — по некоторой информации, покупателей ждут более чем 8 тысяч новых авто. На заводе категорически отказываются комментировать ситуацию с реализацией продукции. Как говорит один из автозаводцев, который недавно уволился с предприятия, теперь все контракты имеют статус «внутренней тайны»:
«Там теперь ситуация очень жесткая. Потому что сразу занимается служба безопасности — кто, кому и что рассказал. Но, знаете, все достаточно условно: российский КАМАЗ, например, остановился полностью, а МАЗ все же пока работает, кому-то машины продаются. Однако все эти контракты — исключительно коммерческая тайна. Тем более что очень осложнили ситуацию трудности в торговле с Россией, а это же был основной рынок сбыта продукции».
Как и МАЗ, минский завод «Атлант» работает на склад. Рабочий конвейера Михаил говорит, что основная продукция — холодильники и морозильники — преимущественно аккумулируется в складских помещениях. Практически нет спроса на пылесосы и стиральные машины, которые в цене превышают даже некоторые заграничные аналоги:
«Пока работаем. Была, правда, небольшая «оптимизация штата», некоторые второстепенные службы сократили, но номинально работаем. Что-то отгружается на Россию, но, конечно, не в тех количествах, как раньше. Совсем не те объемы. Пока почти все на склад идет. Ну, не совсем все, но преимущественно отгружаем продукцию на склад».