На заседании Совета министров иностранных дел Евросоюза в Брюсселе 27 февраля может быть принято решение о расширении санкций в отношении белорусских чиновников.
В опубликованной повестке заседания этот вопрос не значится. Вместе с тем, как сообщила БелаПАН Майя Кочиянчич, пресс-секретарь верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, министры ЕС "могут затронуть данный вопрос".
Кочиянчич напомнила, что в январе Совет министров ЕС принял решение расширить критерии определения лиц, нарушающих права человека и действующих в поддержку белорусского режима.
"Однако список лиц и дальнейшие меры давления на белорусские власти все еще обсуждаются", — добавила пресс-секретарь.
О том, что на ближайшем заседании Совета министров ЕС может быть принято решение о расширении санкций, сообщил родственникам политзаключенных во время своего визита в Минск 8-9 февраля глава департамента по вопросам России, Восточного партнерства, Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ Европейской службы внешнего действия ЕС Гуннар Виганд.
То, что белорусский вопрос будет обсуждаться сегодня в Брюсселе, подтвердил и сотрудник посольства Польши в Беларуси Витольд Юраш, посетивший 24 февраля судебный процесс над витебским оппозиционером Сергеем Коваленко.
По информации бельгийского издания EUobserver, блокировать вопрос о расширении санкций может Словения.
Словения изначально лоббировала невнесение в черный список ЕС белорусского бизнесмена Юрия Чижа и принадлежащей ему группы компаний "Трайпл", пишет издание.
Но когда это не удалось, она заблокировала весь новый список, куда входят в основном чиновники, ответственные за заключение в тюрьму активистов оппозиции и жесткое обращение с ними.
Такую позицию, пишет EUobserver, можно объяснить тем, что недавно словенская компания Riko Group выиграла тендер на строительство в Минске пятизвездочного гостиничного комплекса "Кемпински" в сотрудничестве с "Трайпл".
Стоимость возведения комплекса превышает 100 млн. евро.
Напомним, политическое решение о визовых и экономических санкциях в отношении Беларуси было принято Советом ЕС 31 января 2011 года.
Первоначально в список чиновников, ответственных за нарушения прав человека в ходе президентской кампании, было включено 158 имен.
Этим лицам запрещено посещать территорию ЕС, а их счета и имущество в странах ЕС должны быть заморожены. Впоследствии перечень неоднократно расширялся, и сейчас в нем насчитывается более 200 фамилий.
По неофициальной информации, рассматривается возможность включения в список еще 135 белорусских чиновников.
В этой ситуации официальный Минск решил заручиться поддержкой России. 24 февраля Александр Лукашенко и Дмитрий Медведев выступили с совместным заявлением.
"Действуя в духе общего подхода, согласованного между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а также с учетом неоднократных заявлений США и Европейского союза о возможности применения экономических ограничений в отношении Республики Беларусь, президенты Беларуси и России подтверждают недопустимость использования мер экономического давления либо принуждения в межгосударственных отношениях", — сказано в заявлении.
Подобные меры, отмечают Лукашенко и Медведев, "создают искусственные барьеры в торговле, необоснованные препятствия экономическому взаимодействию субъектов хозяйствования, ущемляют законные интересы экономической безопасности государств, что чревато нанесением ущерба продуктивному взаимовыгодному сотрудничеству, развитию интеграционных процессов на Евразийском континенте".
Несколькими днями ранее Лукашенко предупредил о готовности жесткого ответа на санкции ЕС.
"Эти санкции, которыми вы, европейцы, размахиваете перед нашим носом, вы поймите — мы пока терпим. Но если только вы переступите красную линию, мы ответим очень жестко", — заявил он, принимая 20 февраля верительные грамоты у послов ряда стран, в том числе европейских.
"Сегодня пытаться нас где-то приструнить, обидеть, наказать — бесперспективно. Для нашей страны, если откровенно говорить, сотрудничество с Россией, Китаем, Индией, Центральной Азией — больше чем достаточно. Мы обеспечим нормальную жизнь наших людей. Но мы не хотим быть занозой у европейцев, потому что здесь центр Европы", — подчеркнул Лукашенко.