Самым важным вопросом для Беларуси, на мой взгляд, на сегодня является не вопрос о выборах или реформах.
Основной вопрос на сегодня - это вопрос о политзаключенных. Подавляющее большинство политически активных граждан давно определилось с выборами: это фарс, поэтому идти на выборы просто СТЫДНО. Надежды на реформы - то ли признак глупости, то ли наивности и ещё не известно, что хуже. Остаётся вопрос о политзаключённых. Все ли остальные возможности использованы? На мой взгляд, нет. Призывать начать общенациональную забастовку или всем выйти на улицу я не буду, на мой (возможно, ошибочный) взгляд, это не реально. Но мы до сих пор не начали воздействовать на ещё одно звено, о котором обычно забывают.
Лукашенко не ездит по тюрьмам и колониям лично, не формирует составы «пресс-хат», не пишет приказы о переводе в ШИЗО. Всё это делают сотрудники ДИН (Департамента по исполнению наказаний).
Я уверен в том что они прекрасно понимают, кто перед ними, что, например, Санников вполне возможно будет следующим президентом. Но на них давят со стороны Лукашенко. Кто и как - информация противоречивая и непроверенная, да это и не суть важно. Ни Виктор, ни Дима Лукашенко не могут написать приказ о переводе, не могут прийти и зафиксировать нарушение режима или отправить в штрафной изолятор. Всё это делается сотрудниками ДИН. Клан Лукашенко, конечно, может обрывать телефон, присылать своих доверенных лиц, но вот будут ли исполнены эти приказы, а также КАК они будут исполнены, это уже другой вопрос.
На данный момент у меня сложилось впечатление, что, по крайней мере, некоторых лидеров оппозиции ситуация вполне устраивает — Лукашенко зачистил для них поляну и убрал конкурентов. Вынужден Вас разочаровать, господа: не говоря про то, что это совершенно аморально, это ещё и глупо. Ответ, почему так давят на политзаключённых, дал НИСЭПИ: «...что не помешало появиться мифическому сопернику с фантастическим рейтингом в 44.6%. Кандидат этот был выявлен при ответе на вопрос: «Если бы Вы знали человека, который мог бы успешно конкурировать с А. Лукашенко на следующих президентских выборах, то проголосовали бы за него или за А. Лукашенко?» Четырехкратный победитель президентских избирательных кампаний проиграл бы такому сопернику вчистую: 44.6% vs. 21.7%».
Так что, как только Вам, господа, удастся хоть сколько-то приподняться, скорее всего, пойдёте по тому же маршруту. Всё-таки корпоративную солидарность придумали из совершенно практических соображений. Кстати, интересно отметить тот факт, что давление началось задолго до публикации данных, что позволяет предположить наличие хорошей социологической службы в администрации. Я предлагаю всем оппозиционным лидерам либо подписать, либо отказаться подписывать два простых обязательства, которые они обязуются исполнить после свержения Лукашенко, вне зависимости от того, когда и как оно произойдёт. Ответом может быть только подпись под этими обязательствами, всё остальное (может быть, потом, по возможности, в зависимости от обстоятельств, по соображениям тактики и т.п.) это отказ. Обязательства следующие:
1.Поведение, действия равно как и бездействия всех сотрудников ДИН в отношении политзаключённых станут предметом тщательнейшего расследования и уголовного преследования;
2. Действия или бездействия всех заключённых, сотрудничающих с администрацией в оказании давления на политзаключённых, также подвергнутся расследованию. Данные о сотрудничестве с администрацией БУДУТ ОПУБЛИКОВАНЫ В ПЕЧАТИ, секретность будет проигнорирована. Они также будут подвергнуты уголовному преследованию при обнаружении состава преступления совершённого в отношении политзаключённых.
Освобождение политзаключённых - это важнейший как для общества, так и для оппозиции, а также для будущего Беларуси вопрос. И если граждан можно призывать дать на него ответ, то для людей претендующих на звание политиков это обязанность. Отреагируют ли на это обращение и призыв деятели нашей оппозиции ? Уверен что нет, они будут пытаться делать вид что его не замечают. Можем ли мы с Вами их принудить к этому? Считаю, что да.
Нужно продолжать борьбу за освобождение ВСЕХ, кто сидит сегодня за политику. Но и то, КАК эти люди сидят, зависит сегодня не только от Лукашенко, но и от каждого из нас. Каждая подпись в интернете, хоть она и не имеет юридической силы, это очень серьёзный повод задуматься для сотрудников ДИН о том, КАК им вести себя с политзаключенными. Каждая подпись - это ОДНОЗНАЧНЫЙ сигнал лидерам нашей оппозиции о том, что от них ожидают те, кто их поддерживает.
Дмитрий Щигельский