Бывает, послы покидают страну пребывания накануне войны, а то и после ее объявления, но здесь не тот случай.
Никто с Беларусью воевать не собирается. Тем не менее послы стран Евросоюза в полном составе уехали домой – в знак солидарности с главами дипломатических миссий Польши и ЕС, которых Лукашенко выслал из страны. За то, что Европа ввела дополнительные санкции против Минска, увеличив список невъездных белорусских чиновников еще на 20 человек.
Комментировать тут особо нечего. Победа Лукашенко на последних президентских выборах увенчалась массовыми арестами несогласных. Условием возобновления диалога Запада с Беларусью является освобождение и полная реабилитация всех заключенных и репрессированных. Батька непреклонен, но и Европа больше не желает заниматься его перевоспитанием. Пропади он пропадом – таков более или менее общий вердикт, если переводить с дипломатического языка на русский, который пользуется в Беларуси статусом государственного.
Это, конечно, не югославский сценарий, не иракский и не ливийский. Совбез ООН в честь Александра Григорьевича не заседает, да и незачем: батька – трудный пациент, но массовыми убийствами он все-таки не увлекается и штурмовую авиацию в диалоге с собственным народом не применяет. Кроме того, Беларусь состоит в союзе с ядерной державой, что заметно сужает возможности политического давления. Поэтому для воздействия на Минск остаются лишь экономические и визовые санкции. Однако и эти меры воспринимаются в Минске весьма болезненно, особенно теперь, когда они могут коснуться белорусских бизнесменов, работающих в Европе и напрямую связанных с президентом.
Такова, стало быть, схема. Победа нацлидера – выход оппозиции на площадь – избиение протестующих – политические процессы и приговоры – санкции. Лукашенко мог бы до сих пор морочить голову иностранцам, мучительно выбирая между Европой и Россией, если бы вел себя сдержанней после очередной "элегантной победы". Увы, натура взяла свое, и Александр Григорьевич втайне, наверное, жалеет о том, что в декабре 2010 года дал волю своим инстинктам, пересажав всех кандидатов в президенты и некоторых сочувствовавших. В октябре он даже заговорил о каком-то "круглом столе", куда пообещал пригласить всех белорусов, включая сидящих по тюрьмам, и для этих целей некоторых из них освободил, но встреча так и не состоялась. Поскольку освободил далеко не всех, а при наличии заложников диалог представлялся бессмысленным.
Схема действенна: Лукашенко в бешенстве, а его чиновники произносят необдуманные речи, угрожая запретить выезд из страны оппозиционерам, что даже для Беларуси является некоторой экзотикой. Не говоря уж о том, что граница с РФ открыта и любой несогласный может покинуть союзное государство, добравшись, к примеру, до Москвы. Но это не самое интересное в данном сюжете. Куда интересней другое: печальный белорусский пример может стать сдерживающим фактором для его восточного соседа.
Ибо санкции, введенные против режима Лукашенко, носят универсальный характер. И если победитель нынешних президентских выборов в России захочет воспользоваться драгоценным батькиным опытом, то он должен заранее задуматься о будущих потерях. Массовые избиения, аресты, приговоры или, не дай Бог, сакральные жертвы – все это уже было в Минске и постепенно привело к тотальной изоляции Беларуси. Европа медленно запрягает и медленно едет, но запасы терпения не безграничны и там, где налажено столь взаимовыгодное сотрудничество с "Газпромом". Вслушиваясь в антизападные речи одного из наших кандидатов в президенты, Лукашенко мог слишком буквально их понять, чем и объясняются, вероятно, его скандальные акции, связанные с высылкой послов ЕС и Польши. Размышляя о том, что ожидает Россию после выборов, европейские политики, вероятно, демонстрируют свою сплоченность, имея в виду не только Беларусь.
Это, как принято говорить в Кремле по разным поводам, сигнал. Грядущему президенту РФ. Его элитам и труженикам бизнеса, аффилированным с властью. Так называемым силовикам, которые еще не до конца оценили последствия дела Магнитского. Это очень важный сигнал, и хочется надеяться, что победитель президентских выборов в России его услышит.
Илья Мильштейн, «Грани.ру»