Переговоры по МАЗу тянутся уже год. И, похоже, могут завершиться ничем.
Еще прошлой весной Минский автомобильный завод как невеста выбирал между двумя женихами – госкорпорацией «Ростехнологии» (Камаз) и корпорацией «Русские машины» (группа «ГАЗ»). Эксперты отмечали, что предложение «Русских машин» было гораздо привлекательнее и перспективнее. Во-первых, речь шла о создании крупного совместного транснационального холдинга с управляющей компанией в Минске. То есть вырисовывался очень крупный, почти монопольный производитель грузовых автомобилей в ЕЭП.
Во-вторых, корпорация готова была прибрести пакет акций, приблизительно 25%, эти средства получил бы бюджет. А также инвестировать в само производство. В-третьих, планировалось привлечь третьего участника холдинга – зарубежного инвестора, владеющего капиталом и технологиями.
По информации Investar.by в декабре «Русские машины» отозвали свое предложение, посчитав «нецелесообразным продолжение инвестиционного проекта». Как рассказал нам источник, близкий к переговорному процессу, к июню был сформирован полный пакет документов на уровне бизнес-плана. В ответ на письмо Олега Дерипаски, было дано поручение создать рабочую группу, аналогичную той, что работала по предложению Ростехнологий. Но полномочий группе не дали и это был первый тревожный «звонок». Были визиты в Минск генерального директора корпорации «Русские машины» Александра Филатова, но процесс с мертвой точки не сдвинулся. К сентябрю Совмин обещал провести конкурс, но не случилось. «В протоколе о намерениях было четко сказано, что белорусская сторона предоставит оценки активов МАЗа, но этих цифр инвестор так и не увидел. Приходилось почти полуподпольно собирать информацию», - отметил источник.
По сути, госкорпорация «Ростехнологии» осталась единственным вероятным инвестором. За год было много вариантов осуществления проекта. Первоначально стороны рассматривали обмен акциями Камаза и МАЗа в рамках объединения двух компаний. Позже белорусская сторона от такого варианта отказалась. Было предложено создать СП, в которое будут внесены 49,9% акций Камаза и 49,9% акций МАЗа, а также целый ряд предприятий по производству автокомплектующих в России и Беларуси. Была проведена оценка активов Минского автомобильного завода.
Но цифра $800 млн., озвученная Ernst & Young, не понравилась белорусским властям. Хотя по информации экспертов, она совпала с расчетом активов по доходности, который провела другая компания. Было принято решение – провести тендер на другого оценщика. Но на разосланные приглашения никто не откликнулся. Как сказали в одной из компаний, «никто не станет подрывать авторитет оценки». Тендер аннулировали и, по информации источников, Ernst & Young проводит сейчас не переоценку, а актуализацию цифр с учетом 2011 года. Скорее всего, по мнению ряда экономистов, она может быть несколько выше – с учетом девальвации. Но, если новая сумма понравится властям, понравится ли она инвестору?
Эксперты обращают внимание на несколько факторов. Иностранный совладелец КамАЗа, германский автоконцерн Daimler хочет увеличить свою долю с 11% до 21%. Но пойдет ли он на сотрудничество с МАЗом при сегодняшнем «политическом» аспекте в отношениях Беларуси и ЕС? Как правило, под такие сделки выделяются бюджетные деньги, и правительство Германии вправе заблокировать проект. Как правило, Лукашенко требует, что бы было как минимум два возможных инвестора, между которыми можно провести конкурс. И сейчас у правительства задача – или искать второго, или идти на предложение Камаза. А госкорпорация «Ростехнологии» в качестве безальтернативного инвестора может выразить желание вернуться к своей первоначальной идее – объединению. И будет единственный вариант – доверительное управление из Москвы белорусским активом. А это самое плохое, что может быть…