На прошлой неделе два соседних государства в очередной раз шокировали весь мир.
В Украине приговорили к четырем годам одного из лидеров оппозиции — Юрия Луценко. А в Беларуси власть в течение двадцати четырех часов выслала двух послов: Польши и ЕС.
Белорусская власть тоже начинала свою деятельность с отправки за решетку оппозиционеров — и все не может остановиться. Против режима Лукашенко уже применены санкции, в частности, арестованы счета и запрещен въезд на территорию Европы и Америки тем, кто признан персонами нон грата. Дипломатический корпус, работающий в Украине, только начал составлять такие списки. На карандаш взяты, в частности, судьи, руководители силовых структур. Этот пока что «черновик» постоянно обновляется и может стать серьезной проблемой для сегодняшней власти. А с чего все начиналось? С политической мести и необдуманных фраз. Тогда как на кону — имидж Украины и судьба украинского народа.
На прошлой неделе посол ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра заявил, что президент Украины не выполняет взятые на себя обязательства перед Европой в вопросе улучшения инвестиционного климата и борьбы с коррупцией. Официальный Киев отреагировал в том стиле, что, мол, посол ЕС в Украине говорит что-то не то и все не так. Видите ли, «в МИДе Украины с растущим удивлением наблюдают за публичными высказываниями посла ЕС в Украине Жозе Мануэля Пинту Тейшейры, которые из месяца в месяц все меньше соответствуют тому, что, по принятым в международном общении традициям, могут себе позволить дипломаты».
«Мы бы спокойно и даже с радостью наблюдали за „украинизацией“ г-на Тейшейры, если бы его политологические оценки и суждения воспринимались украинскими гражданами и СМИ как его личное мнение, а не официальная позиция
27 стран — членов Европейского Союза», — резюмировали в МИДе.
ЕС мгновенно отреагировал, выразив поддержку своему послу, и назвал заявления МИДа необоснованными нападками на человеческую порядочность и профессионализм.
Вспомнилось, как, едва появившись в Минске, я в качестве посла Украины в рамках подготовки ко Дню принятия Декларации о государственном суверенитете Украины пригласил на праздничный прием белорусских гостей, в список которых вошел, закономерно и очевидно, и Станислав Шушкевич, председатель Верховного совета Республики Беларусь 1991—1994 годов. Не прошло и нескольких дней, как меня пригласили в МИД РБ и минут 30 объясняли, что, видите ли, я не тех политиков приглашаю и не с теми политиками общаюсь.
Передо мной сидел и монотонно говорил молодой человек. Он с трудом подбирал слова, напрягался и периодически краснел от собственных словосочетаний. Минутами мне его было жаль... Завершив свой спич, человек поинтересовался, нет ли у меня к нему вопросов. Что я мог сказать? Что интересы моей страны, международные конвенции обязывают меня мониторить политическую ситуацию, встречаться с представителями различных властных, политических, общественных объединений? Он это знает и без меня ...И я с улыбкой ему ответил: «Может, вы бы мне объяснили, в какой части на территории РБ действуют, а в какой не действуют международные конвенции, регулирующие деятельность дипломатического корпуса, но при этом приложили список лиц, с которыми посол Украины может и не имеет права общаться в Беларуси?» На этом разговор закончился...
Позже я узнал, что для проведения таких разговоров не реже раза в неделю в МИД РБ приглашают послов стран Европейского Союза с угрозами признания персонами нон грата. Весь минский истеблишмент гудел в догадках, кого первым вышлют из Беларуси. Очевидно, что ваш покорный слуга очень скоро занял в этих рейтингах лидирующую позицию и до прекращения каденции так ее и держал.
Вспомнил эти мытарства, потому что они так странно совпали во времени... А почему странно? Закономерно совпали два события в Украине и Беларуси. В Украине — оглашение претензий к послу Тейшейре, а в Беларуси — высылка двух дипломатов: посла Польши Лешека Шерепки и посла ЕС в РБ Майры Мора.
Загнанный в угол действиями братской России, последний диктатор Европы Лукашенко не нашел иного способа напомнить о себе, как начать высылку дипломатов. Что же заставляет Лукашенко так действовать, тогда как в его окружении говорят о завершении кризиса, о спасении, пришедшем от Таможенного союза? А спасение это оказалось очередным блефом. Экономика рушится, союзники забирают последние объекты собственности — нефтеперерабатывающие заводы, газовую трубу. Уже поговаривают о возможной приватизации автопредприятий БелАЗ, МАЗ, металлургического комбината...
Закономерно, что в этот момент Лукашенко вспомнил историю пятилетней давности, когда Запад за возобновление диалога, а точнее, ради освобождения политзаключенных Александра Козулина, Михаила Маринича и других, открыл кредитные ресурсы на общую сумму почти 5 млрд. долл. США. Почему бы не попробовать и сейчас? Только в расчет закралась ошибочка: тогда Запад начинал свою real politik, а теперь он (Запад) от нее отказался. Как результат, всем послам стран ЕС рекомендовано покинуть РБ.
Я не исключаю, что так же, как в свое время Лукашенко, издеваясь над политическими заключенными, выторговывал у Запада помощь, президент Янукович для возможности диалога с Западом начал преследование Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. Зачем думать о реформах, если легче в очередной раз пообещать решить проблему политзаключенных для Запада, а украинцам показать картинку: мол, со мной общаются, значит, признают.
Параллельно пока ведется «дипломатическая война», умные мозги напрягаются, подыскивая словеса, коими обогревают и кормят народы в наших странах, по накатанной схеме идут процессы приватизации. Все это подается как спасение, как вселенское благо. Одна разница: Лукашенко продает все соседским олигархам, а Янукович — своим. Ну кому интересно разбираться, кто и как купил «Западэнерго», «Винницаоблэнерго», «Белтрансгаз», акции Мозырского НПЗ, когда ведется если не «газовая», то «сырная» война, а в новостях — сообщения из серии «оппозиционеры тоже плачут»?
Тем временем сидят в тюрьмах кандидат в президенты Андрей Санников и Николай Статкевич в Беларуси и кандидат в президенты Юлия Тимошенко в Украине. Нет, это не жертвы власти. Это — властная наживка для Запада. Ну не оставит же демократический Запад политических заключенных; будет вести переговоры, уговаривать, а потом можно и о другом поговорить. Например, выторговать себе спокойное будущее.
А как похожи суды и судьи! Все эти процессы как близнецы. Не имеют значения ни фамилия судьи, ни фамилия обвиняемого, ни статья, а доказательства уж и подавно. Ведь все идет по обкатанной схеме процесса Ходорковского, а возможно, и более ранних процессов. Вам это не напоминает процессы над Дрейфусом, Бейлисом, Димитровым? Так дурно запахло параллелью от воспоминаний об этих давно минувших исторических событиях. А как суды подбирали сроки заключения! Андрею Санникову власти Лукашенко впаяли пять лет, ровнехонько срок президентских полномочий. Юлии Тимошенко — семь лет, ровнехонько под завершение второго срока полномочий.
Правда, между Беларусью и Украиной пока есть и отличия. Украинская Верховная Рада, прозванная в народе «верховной зрадой», зависла над пропастью, в которой уже давно лежит белорусский парламент, прозванный в народе «палаткой». Еще сохранились остатки территории без цензуры на телевидении, в частности, ТВi в Украине; в Беларуси — «Белсат», который транслируется, правда, из-за границы. Вся оппозиционная мысль медленно переместилась в социальные сети.
Ход событий последней недели в двух странах лишний раз подчеркнул самобытность народов и сходство властных режимов. Да, Украина пока не заразилась бациллой авторитаризма, но первые симптомы того, что на территории Беларуси сейчас достигло апогея, мы уже наблюдаем. Необходимо понимать: механизм отношений, который Европа отрабатывала десятилетиями в отношении Лукашенко, может быть мгновенно употреблен к украинскому недемократичному режиму. Необходимо осознать, что товарооборот Беларуси с ЕС — 5 млрд. долл., а Украины — 50 млрд. Последствия применения к Украине аналогичных политических и экономических санкций приведут к катастрофе. Не пора ли украинским властям прекратить раздражать мир?
Уже легко спрогнозировать ход внутриполитических событий в Украине. Обострение экономической ситуации породит политический конфликт между властью и народом. Пришло время остановиться... Взять паузу, сесть за стол переговоров. Если в течение весны этот процесс будет преодолен, то чемпионат Европы по футболу может стать не демонстрацией величия Украины, а катастрофой власти. Нужно понимать, что пребывание в одном месте более 10 тыс. человек в условиях нынешнего конфликта государства и общества может стать полем боя. Вспомните, где появились первые откровенно антивластные лозунги и призывы. На стадионе, во время футбольного матча.
Не решив проблему политических заключенных в течение ближайших трех месяцев, нынешний властный режим дискредитирует себя до такого уровня, что не сможет контролировать ситуацию во время проведения Евро-2012. При том, что за этот период Европейским судом будут рассмотрены дела, которые укажут украинской власти на неконституционность решений по обоим лидерам оппозиции.
Чего бы я не хотел больше всего, так это спустя несколько лет видеть на скамье подсудимых представителей власти Януковича. Худший советчик в политике — чувство мести. Остановитесь!
Роман Безсмертный, «Зеркало недели»