Европейские СМИ продолжают обсуждать политику ЕС в отношении Беларуси.
Евросоюз настроен на серьёзное противостояние режиму, пишет «The Economist» (перевод - charter97.org).
На прошлой неделе Европейский Союз смог вызвать раздражение Александра Лукашенко. Брюссель расширил визовые запреты на 21 чиновника, замешанного в репрессиях против оппозиции. В результате общее количество имён в списке превысило 200. Это сильно задело белорусского диктатора, и он выслал из страны послов ЕС и Польши.
Ответом Кэтрин Эштон, еврокомиссара по внешней политике, стал отзыв всех европейских послов из Минска. ЕС проявил долгожданную солидарность и решительность. Послы вряд ли вернуться в ближайшее время.
Что делать дальше? Этот вопрос обсуждался белорусскими политологами и общественными деятелями в Варшаве с представителями польского МИД, посольств США, Канады, стран ЕС.
После фальсификации президентских выборов в декабре 2010 года Беларусь стала позором ЕС. Лидеры оппозиции находятся в тюрьме, в стране полностью запрещены любые протесты, строго ограничена свобода слова. Несмотря на важность этого вопроса, он постепенно сошёл с повестки дня высшего руководства ЕС.
«Дела идут хуже, - сказал Олег Гулак из Белорусского Хельсинкского комитета. Есть ощущение, что Запад будто бы катался на качелях, то угрожая белорусскому режиму, то идя на уступки. Результата такая политика не принесла».
Европа нуждается в новом подходе. Отзыв послов продемонстрировал единство, но еще в прошлом месяце шла борьба между сторонниками и противниками расширения санкций и картина была иной. Словения заблокировали включение в список олигарха Юрия Чижа, друга Лукашенко. Многие считают, что это произошло из-за контракта между словенской фирмой Rico и компанией Чижа на строительство гостиницы в Минске в следующем году.
Это мог быть другой бизнесмен и интересы другой страны. Дело в том, что при выработке общей внешней политики такие проблемы возникают довольно часто.
Сейчас Евросоюз настроен на серьёзное противостояние режиму. Он пригрозил объявить жесткие санкции в конце этого месяца, в том числе экономические.
Лукашенко уверен в командно-административных методах руководства как в гарантии сохранения своей власти. Тем не менее он уже вынужден продавать ключевые предприятия, на которых держится промышленность страны. Карьера Лукашенко строилась на противоречиях между Россией и Европой, но скоро в Кремль вернётся Владимир Путин, который знает, что на простые замечания в нарушении прав человека со стороны ЕС Лукашенко не реагирует.
В самой Беларуси после фальсификации президентских выборов в прошлом году произошли изменения: популярность Лукашенко резко упала. Меньше одной трети белорусов доверяют ему, менее четверти говорят, что будут голосовать за него.
Раньше такого не было. Карточный домик поддержки диктатора рухнул в 2011 году, когда инфляция достигла 209%.
Новый русский кредит спас экономику, которая стояла на краю пропасти. Но положение остается нестабильным, и трещины в образе Лукашенко, как гаранта стабильности, остаются.