Европе надоело терпеть неукротимый нрав Александра Лукашенко.
Белорусскую столицу покинули главы дипмиссий сразу всех 27 государств — членов Евросоюза. В трудной истории взаимоотношений Лукашенко с Западом «посольские войны» уже случались, но столь жесткого «обмена ударами» еще не было. Что теперь будет — выяснял The New Times.
Белорусский город Гродно, улица Буденного, 48, — в будние дни здесь всегда многолюдно. По этому адресу находится польское генконсульство в Беларуси. Очереди заметно укрупняются два раза в год, в январе и в самом начале весны. В начале года консульство осаждают те, кому часто приходится ездить в соседнюю страну по делам: поляки сразу выдают годовую визу. Чуть потеплеет на дворе — к дверям дипмиссии тянутся гастарбайтеры и челноки: сезонную работу в Польше легче найти по весне, да и товар, едва сходит снег, легче везти туда и обратно на машине. В Польшу везут в основном дешевые белорусские сигареты и водку, оттуда — мясные продукты. Для жителей западной Беларуси, Гродненской и Брестской областей, автотрасса Гродно — Белосток (Польша) стала чуть ли не «дорогой жизни». Средняя зарплата что в Гродно, что в Бресте заметно уступает даже минской и сейчас составляет примерно 1 млн белорусских рублей в месяц (менее 4 тыс. российских). Жителей белорусской глубинки приграничная торговля в буквальном смысле спасает. Но что будет сейчас, когда Лукашенко со скандалом выслал из Минска польского посла Лешека Шерепку и получил в ответ дипломатическую блокаду ЕС? С самого начала конфликта польские дипломаты в Гродно заверяли белорусов: не волнуйтесь, визы будем выдавать, как прежде, график работы не изменится. Но люди этим заверениям не верят. «В 2008-м, когда Александр Григорьевич (Лукашенко) выгонял из Минска американского посла, все тоже говорили: ничего, мол, это ненадолго, — вспоминает 49-летний гродненец Вадим, закупающий в Белостоке товар для своего бакалейного магазинчика. — А потом оказалось, что навсегда: теперь за американской визой аж в Москву надо ехать».
Нелюбимое слово
Из всех слов дипломатического лексикона для Лукашенко самое нелюбимое — «санкции». В ноябре 2007-го американский Госдеп предъявил ему ультиматум: если к 1 марта 2008-го в Беларуси останется хоть один политзаключенный, США введут против нее экономические санкции. «Тогда я вышвырну американского посла», — предупредил Батька. В назначенный срок американский минфин ввел запрет на торговые операции с концерном «Белнефтехим» и заморозил его счета в Штатах. Сразу после этого послу США в Минске Карен Стюарт пришлось покинуть Минск, персонал посольства был ужат до нескольких человек, а консульский отдел фактически закрыт.
Во второй раз «санкции» вывели из себя Лукашенко в январе 2011-го, когда Евросоюз воздвиг визовый барьер на пути 158 белорусских должностных лиц, причастных, по мнению Брюсселя, к подтасовкам результатов президентских выборов 19 декабря 2010 года и жестокому подавлению акций протеста белорусской оппозиции. «Стоп-лист» ЕС возглавили лично Александр Лукашенко, его сыновья Виктор и Дмитрий, а также руководители силовых структур. За год список расширили еще на 42 фамилии, но реакция Минска была довольно вялой, разве что пресс-служба белорусского МИДа каждый раз заверяла Брюссель, что «политика давления и санкций ни к чему не приведет».
Ситуация резко изменилась в начале февраля 2012-го. Окружение Александра Лукашенко «слило» в СМИ информацию о готовящихся изменениях в УК республики: теперь за призывы к санкциям будут давать до двух лет тюрьмы. А настоящий гром грянул 27 февраля: ЕС добавил в черный список еще 21 фамилию, в основном белорусских судей, которых правозащитники обвиняют в вынесении политически мотивированных приговоров в отношении представителей оппозиции. 28 февраля из Беларуси были выдворены послы Польши и представитель ЕС Майра Мора — обоим было предложено «выехать в свои столицы для консультаций, чтобы довести до своего руководства твердую позицию белорусской стороны о неприемлемости давления и санкций». Реакция Брюсселя была молниеносной. Во второй половине дня 28-го верховный комиссар ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон созвала экстренное заседание глав МИДа стран Евросоюза, на котором и было принято решение об отзыве послов. Но Александр Лукашенко и бровью не повел. А белорусский МИД даже разглядел в скандале «свой позитив»: «У Европы теперь будет время трезво оценить бесперспективность своей политики». Откуда такое спокойствие у режима, который еще год назад был в шаге от банкротства, готовясь к распродаже своих активов?
Корни наглости
«А чего вы удивляетесь наглости Лукашенко? Посмотрите на статистику, — экономист Леонид Злотников перелистывает официальный бюллетень белорусского минфина. — Золотовалютные резервы страны достигли $7,97 млрд, причем рост продолжается: только в январе в закрома «упали» еще $52,3 млн. Это исторический рекорд! И обеспечивает это финансовое благоденствие целиком и полностью Кремль, а если точнее, российский налогоплательщик». Весной 2011-го, напоминает эксперт, решением Владимира Путина выделен кредит ЕврАзЭС в размере $3 млрд, осенью 2011-го «Газпромом» за $2,5 млрд докуплены 50% акций «Белтрансгаза», а с января 2012-го ведомство Алексея Миллера поставляет в Беларусь газ по цене $165 за тысячу кубов, это почти в два раза дешевле, чем в 2010 году».
Однако Лукашенко выкрутился не только благодаря спасительной российской соломинке. «Следует признать: Минск грамотно провел девальвацию рубля, нарастив экспорт и выровняв впервые с 2006 года *В 2011 г., по данным официальной статистики, Беларусь экспортировала товаров на $40,3 млрд — на 60% больше, чем в 2010-м сальдо внешней торговли», — разъясняет Леонид Злотников**В 2011 г., по данным официальной статистики, Беларусь экспортировала товаров на $40,3 млрд — на 60% больше, чем в 2010-м.. Расходы государства снижаются, замедляются темпы инфляции, стабилизировался курс доллара, угроза дефолта в ближайшее время перед Лукашенко не замаячит. «Самое время для нагнетания внешнеполитического конфликта», — иронизирует эксперт.
Словенский прецедент
Третий фактор, в долгосрочной перспективе играющий на руку Лукашенко, — непоследовательность самой Европы. Сделав ставку на визовые санкции, страны ЕС при этом продолжают исправно покупать белорусские товары и инвестировать в белорусскую экономику. «Многих сейчас удивила такая нервная реакция Лукашенко на расширение «стоп-листа» ЕС, ведь их политика санкций на самом деле никогда и не работала», — уверяет белорусский политолог Виктор Мартинович.
Недавно газета Financial Times Deutschland выяснила: в 2011 году, когда все политологи считали, что отношения между Минском и Брюсселем натянуты до предела, экспорт белорусских товаров вырос на рекордные 221% — до $15,7 млрд! Причем объемы белорусского экспорта в Европу даже превысили впервые за много лет объемы поставок в Россию. Лукашенко, поясняет Мартинович, прибег к старому приему, которым полвека назад успешно пользовалась социалистическая ГДР: «За прошлый год Беларусь на 40% увеличила импорт сырой нефти из России и за счет этого значительно нарастила экспорт нефтепродуктов в ЕС: в Нидерланды с 5 млн тонн в 2010-м до 7,2 млн тонн в прошлом году, в Латвию — с 853 тыс. тонн до 1,9 млн тонн, в Италию — со 182 тыс. тонн до 653,6 тыс. тонн».
Но это не все. Немецкие банки и бизнесмены в прошлом году инвестировали в Беларусь больше средств, чем делали это когда-либо прежде, — около ?8 млрд. А крупный девелопер из Словении компания Rico получила право участвовать в строительстве нового пятизвездного гостиничного комплекса Kempinski в Минске. Кстати, из-за этого проекта 27 февраля в Брюсселе, когда выносилось решение о расширении белорусского «стоп-листа», случился скандал: Словения добилась исключения из списка «невъездных» белорусского олигарха, владельца компании Triple Юрия Чижа — его наряду с бизнесменом Владимиром Пефтиевым считают «кассиром» семьи Лукашенко. Дело в том, что Triple и Rico вместе строят в Минске роскошный отель. «Вложения в Kempinski оказались важнее, чем судьба политзаключенных», — написал по этому поводу в своем Твиттере министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.
Хотя Кэтрин Эштон уже успела поведать журналистам, что в марте Совет министров ЕС перейдет к экономическим санкциям против Минска, верится в их эффективность, особенно учитывая словенский прецедент, с трудом.
Что дальше?
Чем закончится нынешняя, уже третья по счету «посольская война» между Минском и ЕС? «Максимум неприятностей мы ожидаем по спортивной линии», — самоуверенно заявили The New Times в президентской администрации. Международная федерация хоккея (IIHF) под нажимом ЕС, скорее всего, отменит проведение чемпионата мира по хоккею в Минске в 2014 году, о чем, кстати, Европу давно просит белорусская оппозиция. Минские городские власти с этим, похоже, уже смирились. «Никаких серьезных убытков Минск не понесет, так как все мероприятия, связанные с благоустройством, строительством ледовой арены и транспортных развязок, заложены в генеральный план города», — бодро заявил начальник управления физической культуры и спорта Мингорисполкома Алексей Прокопович.
Однако политолог Виктор Мартинович уверен: официальный Минск недооценивает всей серьезности ситуации: «На этот раз размолвка с Брюсселем перейдет в затяжное противостояние. Западные послы вернутся в Минск только после освобождения всех политзаключенных». При этом главный сигнал из Брюсселя сейчас адресован не столько Минску, сколько Москве: Европа устала от геополитического компромисса в центре континента. Да, ей ничего не остается, кроме как «проглотить» победу Владимира Путина на выборах 4 марта. Но терпеть выходки его белорусского протеже она больше не намерена.
«Посольские войны» Беларусь — Запад: хронология
• 1998 г. После разгона Верховного Совета Беларуси и резкой критики Запада Александр Лукашенко потребовал от послов США и стран Евросоюза покинуть резиденции в правительственном комплексе «Дрозды». Послы Германии, Франции, Великобритании, Италии, США, Польши и других стран были отозваны для консультаций. В ответ ЕС закрыл въезд 131 высшему белорусскому чиновнику. Санкции были отменены после урегулирования конфликта в феврале 1999 года.
• 2001 г. Официальный Минск отказался продлить визу главе Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Беларуси Хансу-Георгу Вику, пытавшемуся организовать диалог между властью и оппозицией.
• 2008 г. Из Минска выдворена посол США Карен Стюарт. Персонал посольства сокращен до семи человек. Американские визы белорусским гражданам выдают в Москве.