В «Трастбанке», одним из акционеров которого является опальный белорусский бизнесмен Виктор Шевцов, произошла смена руководства.
Юрия Каштанова совершенно неожиданно на посту председателя правления банка сменил Борис Шац.
На официальном сайте «Трастбанка» Борис Шац представлен как и.о. председателя правления. Шац работает в банке с момента его основания в 1994 году, до недавнего времени он занимал пост заместителя председателя правления, подчиняясь Каштанову, сообщает «Ежедневник».
В чем причина отставки Каштанова, не сообщается. Но по информации из наших источников (официально она не подтверждается), отставка банкира может быть связана с предпродажной деятельностью, которая ведется сейчас в отношении «Трастбанка». Этот актив Виктора Шевцова, который осенью прошлого года был задержан по подозрению в совершении экономических преступлений в Венесуэле, может быть продан для аккумулирования суммы, необходимой для возмещения ущерба, или по-другому – «выкупа» бизнесменом своей свободы.
Информация о том, что Виктор Шевцов задержан, появилась в октябре 2011 года. До этого времени и, по данным с официального сайта, сейчас Шевцов являлся и является председателем наблюдательного совета компании «Белзарубежстрой». Эта структура, в которой «Трастбанку» принадлежит 10% акций (остальной пакет распределен между эмиратским оффшором «Альмандо», брестским «Стройтрестом №8» и «Гомельпромстроем»), является главным держателем контрактов по поставкам в Венесуэлу белорусских товаров и подрядчиком по всем совместным строительным проектам.
Наши источники уверяют, что в истории с задержанием Шевцова не обошлось без правой руки Лукашенко и главного представителя политических интересов Минска в Венесуэле – помощника президента по особым поручениям Виктора Шеймана. Утверждается, что именно с его подачи Шевцов попал в немилость Лукашенко и впоследствии в чекистское СИЗО (официальная версия) или же по протекции главы БПЦ Филарета – под домашний арест (неофициальная версия).
В конце декабря прошлого года Александр Лукашенко подтвердил факт ареста бизнесмена, назвал причины и заодно – рамочные условия его возможного освобождения.
«По всем деяниям его и других возбуждено уголовное дело, обычное рядовое уголовное дело по воровству, выводу денег, и правонарушения в Венесуэле в связи со строительством там объектов всплыли», – озвучил Лукашенко некоторые подобности громкого уголовного дела на декабрьской пресс-конференции для белорусских СМИ. «Это обычное уголовное дело, у нас таких хватает, но этот господин не первый раз попадает в поле зрения правоохранительных органов», – заявил президент.
«Его преступления – в экономической сфере. Правонарушения – экономическая сфера. Ущерб нанес государству? Двукратный, трехкратный размер – деньги на стол, и пошел. Не заплатит деньги – будет сидеть в тюрьме», – сказал тогда же Лукашенко.
Позже в белорусских СМИ со ссылками на представителей правоохранительных органов появилась и информация о размере ущерба, который якобы нанесен Шевцовым и который он должен погасить, – 10 млн долларов. То есть с учетом заявления Лукашенко Шевцов в итоге должен откупиться либо 20, либо 30 млн долларов.
В 2008 году около 30 млн долларов внес за снятие с себя обвинения другой известный белорусский бизнесмен, главный владелец Торгового дома «Ждановичи» Евгений Шигалов. Выплата этой суммы не отразилась на перечне активов, контролируемых Шигаловым, он, как и прежде, остается владельцем рынков, банка и других предприятий.
Перечень компаний и долей, контролируемых Шевцовым, более многочисленный, чем у Шигалова. Однако в отличие от «Ждановичей» немногие из них являются источниками постоянного кэша, это предприятия машиностроения, «Голографическая индустрия», часть денег вложена в недвижимость. Так что, по мнению экспертов, какими-то своими активами, чтобы собрать нужную сумму, бизнесмену придется пожертвовать. И не исключено, что «Трастбанк» может оказаться в списке на продажу.