В Минске с официальным визитом находится министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салех.
6 марта его принял белорусский диктатор Александр Лукашенко. В ходе беседы глава государства провел параллели между Беларусью и Ираном - мол, обе страны переживают «нападки со стороны внешних сил», напоминает «Радыё Свабода».
Александр Лукашенко заявил, что в Беларуси внимательно наблюдают за ситуацией вокруг Ирана. И сочувствуют, потому что, как выразился А.Лукашенко, «и сами иногда чувствуем нападки на нашу страну, пусть и не такие жесткие».
Эти высказывания политолог Алесь Логвинец называет «продолжением деятельности в рамках так называемого авторитарного антизападного Интернационала»: «Лукашенко повторяет известные тезисы о том, что есть суверенная демократия, что каждая страна имеет свой суверенитет и должна ограждать себя от влияния со стороны Запада. Ничего нового он здесь не сказал. Для Лукашенко жизненно важно иметь хоть какую-то внешнее опору. И он ищет эту опору не только в России, но и среди государств, которые имеют не очень хорошую репутацию на международной арене». Иран со своими попытками создать собственное атомное оружие сейчас в центре внимания всего мира.
«Могут ли контакты с Беларусью чем-то помочь иранским атомщикам?» - поинтересовались журналисты у опытного специалиста, академика Национальной академии наук Александра Войтовича:
«Я думаю, они пошли дальше нас. Они уже делят изотопы, а мы этим никогда не занимались. Фактически они уже могут делать обогащенное ядерное вещество. А его можно использовать как в мирных, так и в военных целях. Они если и могут у нас что-то взять, то очень немногое - только какие-то крупицы». Утром иранского министра принимал его белорусский коллега Сергей Мартынов. По официальным сообщениям, главным на встрече стало обсуждение сотрудничества Беларуси и Ирана в Движении неприсоединения. По мнению международного обозревателя Романа Яковлевского, разговоры о такой реликтовой организации, как Движение неприсоединения, скорее всего, рассчитаны на широкую публику. На самом деле иранский министр мог прилететь в Минск за поддержкой для официального Тегерана. Однако на этот раз есть как минимум две причины, по которым Беларусь не будет с такой поддержкой спешить, говорит Р.Яковлевский:
«Существует соглашение в Беларуси о координации внешней политики с Россией. И я не думаю, что в иранском вопросе позиция официального Минска будет отличаться от общеизвестной позиции Москвы. И второе - нынешние отношения между президентами двух стран можно назвать «не совсем хорошими». Визит Лукашенко в Иран был фактически сорван. Был скандал, когда Иран в одностороннем порядке приостановил контракт с Беларусью по добыче нефти белорусскими специалистами. Иранцы были недовольны тем, как белорусы выполняют контрактные обязательства.
Информации об этом мало, точно трудно сказать, кто и сколько платил за работу... Но факт есть факт. Визит Лукашенко в Иран планировался еще в декабре 2011 года. Он даже официально анонсировался. Лукашенко должен был там с подписать контракт о нефтедобыче. Но этого не произошло. И поэтому я сейчас бы назвал отношения между двумя президентами прохладными».
В то время, когда иранский министр иностранных дел находится в Минске, его белорусский коллега должен был присутствовать на встрече глав внешнеполитических ведомств стран «Восточного партнерства» в Чехии. Однако Сергея Мартынова в Прагу не пригласили. И теперь его встречу с Али Акбаром Салехом в Минске в интернете комментируют как «Восточное партнерство» по-белорусски».