О том, что Высшая контрольная палата признала полеты первых лиц государства опасными для пассажиров, стало известно в январе 2012 года. Однако подробный доклад был представлен парламенту только 9 марта.
По данным ведомства, аэропорт "Смоленск-Северный" не числится в реестре площадок, пригодных для посадки президентского самолета. В связи с этим пилоты должны были приземлиться на ближайший пригодный аэродром, а затем на вертолетах отправить пассажиров в Смоленск.
Помимо этого, органы польского руководства, ответственные за полет, не координировали свои действия, так что ведомство дало им неудовлетворительную оценку.
Министр обороны и командующий ВВС, по данным Высшей контрольной палаты, знали о нарушениях при подготовке пилотов. Так, с 2008 года экипаж, который перевозил первых лиц страны, прекратил обучение на тренажере Ту-154, а еще раньше, в 2003 году - на тренажере Як-40. Кроме того, чтобы пилоты не проходили дополнительную подготовку, в летных книжках фальсифицировались данные о полетах в сложных метеоусловиях.
Часть инструкций на борту Ту-154 была на русском языке, из-за чего в полете должен был принимать участие российский техник. Однако руководитель 36-го полка ВВС Польши, которому поручили перевозить первых лиц страны, выступил с отводом запроса на присутствие российского техника во время полетов 7 и 10 апреля 2010 года.
Вместе с тем польский МИД не следил за получением разрешений на полеты над территорией других стран и за координацией встреч и проверок, связанных с перемещением первых лиц страны. Не контролировало подготовку заграничных визитов и Бюро охраны правительства. По мнению авторов доклада, это связано с недостаточным контролем действий Бюро со стороны польского МВД.
Нарушения в работе Бюро охраны правительства ранее, в январе 2012 года, нашла польская прокуратура.
По данным Высшей контрольной палаты, руководство Минобороны и ВВС, в свою очередь, не следило за дисциплиной и состоянием техники в 36-м полку.
Кроме того, канцелярии президента, премьер-министра и парламента предоставляли неполную информацию о планируемых полетах в правительственную службу безопасности и 36-й полк. При этом информация зачастую поступала в последний момент, что не позволяло должным образом подготовить полет.
Летом 2011 года доклад о крушении Ту-154 опубликовало польское правительство. Комиссия государственной авиации Польши обратила внимание на то, что программа подготовки пилотов в стране устарела, что в "Смоленске-Северном" не было достаточного освещения, а деревья в районе ВПП были слишком высокими. Тем не менее, комиссия пришла к выводу, что условия в аэропорту позволяли безопасно посадить самолет. Вывода о виновности тех или иных лиц в докладе представлено не было.
Авиакатастрофа президентского борта под Смоленском произошла 10 апреля 2010 года. В январе 2011 года Межгосударственный авиационный комитет по итогам расследования возложил ответственность за крушение на пилотов, решивших сажать самолет в сложных погодных условиях.