(обновлено) Госпогранкомитет порекомендовал политикам выяснять причины внесения в списки невыездных в МВД.
Пресс-секретарь Государственного пограничного комитета Беларуси Александр Тищенко заявил БелаПАН, что политикам, которым было отказано в выезде за рубеж, стоит лично выяснять причины внесения в базу временно невыездных в других органах, в первую очередь в территориальных подразделениях департамента по гражданству и миграции МВД, а также в структурах, которые наделены правом включать граждан в такую базу.
Перечень госорганов и других юридических лиц, принимающих решения о временном ограничении права граждан на выезд из страны, определен законом «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь». Среди них — суды, военные комиссариаты, органы уголовного преследования, учреждения пенитенциарной системы, организации, заключившие с гражданами договоры о допуске к государственным секретам.
Правила выезда за пределы страны в Беларуси не менялись, никаких новых ограничений введено не было, заявил агентству «Интерфакс-Запад» начальник управления информации и общественных связей (УИОС) МВД Константин Шалькевич.
«Правила не менялись. Даже не знаю, о чем вы говорите», - так прокомментировал К.Шалькевич заявления ряда белорусских оппозиционных политиков о формировании «черного списка» невыездных оппозиционеров и представителей гражданского общества.
Согласно закону, право гражданина на выезд из Республики Беларусь может быть временно ограничено, если: он осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну; он является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, - на срок, установленный органом уголовного преследования; он осужден за совершение преступления, но не более чем до отбытия наказания или освобождения от наказания либо до истечения срока отсрочки исполнения наказания или испытательного срока; за ним установлен превентивный надзор; он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь, ее административно-территориальными единицами, физическими и юридическими лицами, установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями или исполнительными документами; ему предъявлен гражданский иск в суде, - на срок, установленный судом, но не более чем до окончания производства по делу; он является должником по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) или заинтересованным лицом; он уклоняется от явки на мероприятия по призыву на военную службу, службу в резерве.
Решения о временном ограничении права граждан на выезд принимаются государственными органами, заключившими с гражданами договоры о допуске к государственным секретам; органами уголовного преследования; органами и учреждениями, исполняющими наказание; судами; военными комиссариатами.
Напомним, 1 марта начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Павел Родионов сделал заявление, суть которого заключалась в том, что оппозиционерам, призывающим к санкциям в отношении Беларуси, может быть ограничен выезд за рубеж.
7—11 марта в Литву не были пропущены председатель Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько, член политсовета ОГП Александр Добровольский, лидер Белорусской партии левых «Справедливый мир» Сергей Калякин, активист движения «За Свободу» Виктор Корнеенко и правозащитник Валентин Стефанович. По информации на 11 марта, Лебедько, Калякин и Корнеенко позже все-таки смогли «окольными путями» попасть в Вильнюс.