В среду утром шеф-редактора газеты "Наша ніва" Андрея Дынько пограничники сняли с поезда Минск — Вильнюс, не назвав причину ограничения права на выезд, порекомендовав журналисту обращаться в отдел миграции и гражданства МВД по месту жительства.
Комментируя инцидент БелаПАН, Дынько отметил: "Интересно, что раньше власти объясняли, что в новый список невыездных войдут люди, которые призывали к санкциям в отношении Беларуси. В силу своей профессии я подобного никогда не говорил. Произошедшее показывает, что этот список — просто список заложников".
Дынько намерен узнать официальную причину случившегося: "Разумеется, я буду выяснять, в чем дело, потому что это вопрос принципиальный".
Напомним, 1 марта начальник управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры Павел Родионов сообщил, что оппозиционерам, призывающим к зарубежным санкциям в отношении Беларуси, может быть ограничен выезд за рубеж.
7 марта пересечь белорусско-литовскую границу не смогли лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько и активист ОГП Александр Добровольский, 10 марта — председатель Белорусской партии левых "Справедливый мир" Сергей Калякин и координатор кампании "За справедливые выборы" Виктор Корнеенко, 11 марта — правозащитник Валентин Стефанович.
Некоторые из них позже все-таки смогли попасть в Вильнюс "окольными путями". По словам Корнеенко, представители оппозиции намерены сначала выяснить причину отказа им в выезде за границу, а затем — обжаловать решение властей.
12 марта пресс-секретарь Госпогранкомитета Александр Тищенко посоветовал политикам, которым было отказано в выезде за рубеж, выяснять причины внесения их в базу временно невыездных в территориальных подразделениях департамента по гражданству и миграции МВД, а также в структурах, которые наделены правом включать граждан в такую базу.
В Генпрокуратуре утверждают, что у них нет информации о включении в список невыездных из страны представителей оппозиции. 12 марта тот же Родионов заявил журналистам: "У меня таких сведений нет. Я прокурор и даю правовую оценку. Могу сказать, что если права каждого конкретного человека нарушены, он имеет право обжаловать незаконные действия и обратиться за защитой своих прав. Для этого надо совершить элементарные действия. Но мы не обладаем никакими жалобами и к нам никто из активно требующих защиты не обращался".
Необходимо отметить, что именно Родионов 1 марта сообщил, что оппозиционерам, призывающим к санкциям в отношении Беларуси, может быть ограничен выезд за рубеж.