Эти люди значительно беднее своих российских «коллег», однако также являются частью системы, созданной нынешней властью.
Миф о том, что в Беларуси нет олигархов, развенчивает на страницах Gazeta Wyborcza Анджей Почобут (перевод – портал «Нефть России»).
В ноябре 2011 года Александр Лукашенко, напуганный событиями в Ливии, издал указ о создании нового военного образования - отрядов территориальной самообороны. При этом он указал на то, что особенно активное участие в этих формированиях должны принять предприниматели, которым в первую очередь есть, что терять.
17 лет назад, едва став президентом, Лукашенко называл бизнесменов не иначе, как «вшивыми блохами», которых народ должен сбросить со своего тела. Сегодня на улицах Минска часто можно встретить «Феррари» и «Бентли», а возле каждого крупного города страны вырастают «гетто» для нуворишей.
Одна из улиц Бреста носит имя Михаила Мошенского, создателя концерна «Санта-Импекс-Брест», занимающегося импортом и переработкой рыбы. Состояние Мошенского оценивается в 150 миллионов долларов. После его смерти дело продолжил 41-летний сын Александр, самый молодой белорусский олигарх.
Репутацию олигархов, пользующихся сегодня наибольшим доверием со стороны Лукашенко, сейчас имеют Владимир Пефтиев, Юрий Чиж и Александр Шакутин. Безусловным лидером в этом коротком списке является Пефтиев, чье состояние независимые СМИ оценивают в 1 миллиард долларов.
История «белорусской мечты» Пефтиева начинается в 1993 году с создания фирмы «Белтехэкспорт», занимавшейся продажей оружия, оставшегося от бывшего СССР. Ее и возглавил будущий олигарх, в то время он был доверенным лицом тогдашнего белорусского премьера Вячеслава Кебича. Победа на президентских выборах 1994 года Александра Лукашенко никак не помешала бизнесу, тем более, что Пефтиев установил близкие отношения с семьей нового главы государства, прежде всего, с сыном белорусского правителя Виктором, являющимся советником президента по вопросам безопасности и курирующим все силовые структуры. Жена Виктора Лукашенко и сегодня возглавляет представительство одной из фирм Пефтиева.
Империя этого белорусского олигарха сегодня также занимается производством алкоголя и строительством, прежде всего - в арабских странах. Его компания «Спорт-пари» занимается организацией лотерей. По имеющимся данным Пефтиев имеет недвижимость и бизнес на Мальте, в Австрии, ОАЭ и Индии. Сам олигарх постоянно проживает на Мальте, бывая в Беларуси наездами. Скорее всего, он имеет двойное гражданство, а его дети уже не говорят по русски.
Когда 20 июля прошлого года ЕС вписало Пефтиева в «черный список» с запретом въезда на территорию Евросоюза и запретом на контакты с его фирмами, это вызвало гнев Лукашенко:
- Я вам клянусь, Пефтиева в жизни не видел. Может быть, раза три, - громыхал диктатор. - Говорят, что он власть финансирует. Клянусь вам, что на личные или государственные нужды денег от него не брал.
Однако, Лукашенко вовсе не отрицает знакомства с 49-летним Юрием Чижом, которого часто можно застать в обществе диктатора. Оба они люди деревенские. Их часто можно увидеть косящими траву в одной из резиденций белорусского правителя.
- Это гениальный предприниматель, обладающий даром зарабатывать деньги, - говорит в беседе с корреспондентом GW экономист Леонид Заико из аналитического центра «Стратегия».
Чиж владеет концерном «Трайпл», занимающимся импортом и переработкой российской нефти с последующим ее реэкспортом на Запад. Работает олигарх и в сфере строительства. При этом проект стоимостью 150 миллионов евро по строительству в центре Минска отеля «Кемпинский» вызвал скандал в ходе недавнего саммита глав МИД стран ЕС. Тогда Словения наложила вето на внесение Чижа в «черный список» ЕС и пригрозила блокировать все европейские решения по вопросу о Беларуси. Ларчик просто открывался: партнером олигарха по строительству отеля была словенская фирма Riko Group. В опубликованном 28 февраля списке из 21 одного белорусского деятеля фамилии Чижа не оказалось.
Своих союзников предприниматель имеет в Литве и Латвии, в последней он занимается производством биотоплива. Любит спорт, в молодости занимался классической борьбой, сегодня возглавляет федерацию борьбы Беларуси. Он - владелец минского клуба «Динамо».
Третий из олигархов, 52-летний Александр Шакутин, известен как любитель поп-музыки. Недавно его имя фигурировало в скандале, связанном с подтасовкой результатов белорусского отборочного тура «Евровидения». Его состояние оценивается в 150 миллионов долларов, бизнесмен возглавляет холдинг Amkodor, занимающийся производством строительной техники. Это - крупнейшее подобного рода предприятие на территории бывшего СССР. Его продукция экспортируется в Россию, Сербию, Болгарию, Румынию, Непал (из этой страны происходит один из совладельцев холдинга), а также - в ЮАР.
Шакутин входит в руководство организации «Белая Русь», объединяющей предпринимателей, которые поддерживают Лукашенко.
Ведение бизнеса в Беларуси, даже поддерживаемого властью, - дело небезопасное. Сейчас, например, в СИЗО КГБ страны содержится Виктор Шевцов, который по неофициальной информации обвиняется в махинациях при строительстве жилья в Венесуэле. А Уго Чавес, как известно, - один из близких друзей Лукашенко.
«Пусть вернет украденное», - говорит о нем белорусский правитель.
В прошлом Шевцов был также владельцем «Трастбанка». В 90-х годах он назывался «Инфобанк» и был замешан в нелегальной торговле оружием с Ираком. Поэтому США запретили своим компаниям сотрудничество с этой финансовой структурой.
Проблемы были также и у Пефтиева. Скрывающийся на Западе бывший сотрудник отдела МВД по борьбе с коррупцией Вячеслав Дудкин заявил в интервью порталу «Белорусский партизан», что его группой были собраны факты, свидетельствующие о финансовых махинациях Пефтиева. Однако никаких санкций в отношении него не последовало.
Проблемы с правоохранительными органами были и у Чижа. В 2007 году КГБ арестовал главу госконцерна «Белнефтехим» Александра Боровского, подозреваемого в финансовых махинациях при переработке российской нефти. В качестве свидетеля вызывали и Чижа, который был вынужден дать подписку о невыезде. В конце концов олигарх вышел сухим из воды, а Боровского посадили на пять лет. Правда, через полтора года его помиловал Лукашенко.