Производители несут огромные убытки, реализуя на внутреннем рынке мясную продукцию.
По данным крупных мясокомбинатов, рентабельность поставок говядины на внутреннем рынке доходит до минус 50%, отрицательная рентабельность по свинине — 35%. Причина столь низкой рентабельности — цены на мясную продукцию, которые на внутреннем рынке административным образом сдерживаются.
Говядина, которая генерирует убытки
Интернет-газета Naviny.by опросила четыре крупных мясокомбината, которые располагаются в областных центрах, и все в один голос говорят, что реализация мясной продукции (говядины, свинины) на внутренний рынок является глубоко убыточной.
«Ситуация с ценами на внутреннем рынке привела к тому, что мы получили конечный результат, когда рентабельность доходит до минус 50%», — констатирует представитель мясной отрасли.
Заместитель директора одного из крупных мясокомбинатов отмечает, что и реализация свинины, и реализация говядины на внутреннем рынке является глубоко убыточной для предприятия.
«Говядина первой категории в полутушах на кости приносит нам рентабельность в размере минус 47%, рентабельность свинины первой категории в полутушах составляет минус 35%», — сообщил топ-менеджер мясокомбината, анализируя данные за февраль.
Данные госорганов подтверждают, что вышеприведенные цифры полностью соответствуют действительности.
По нашей информации из нескольких источников, в феврале этого года себестоимость производства килограмма говядины в полутушах составляла 34-35 тыс. рублей за килограмм, килограмма свинины — 26-27 тыс. рублей. В то же время отпускная цена свинины и говядины в полутушах находилась в коридоре 17-18 тыс. рублей за килограмм. Поэтому и получалось, что при реализации продукции на внутреннем рынке у мясокомбинатов образовывалась отрицательная рентабельность — от минус 35% на свинине до минус 47-48% на говядине.
Представители мясной отрасли говорят о том, что в былые годы также приходилось получать убытки от реализации продукции на внутренний рынок. Однако между теми убытками и нынешними потерями — огромная разница. Ниже на примере говядины мы показываем, как менялось соотношение между себестоимостью производства и отпускной ценой продукции при ее реализации на внутреннем рынке.
Себестоимость производства говядины
и отпускная цена ее реализации на внутреннем рынке
(в долл. за килограмм)
Как видим, за последние годы себестоимость производства говядины несколько выросла, а вот отпускные цены в долларовом выражении сегодня гораздо ниже, чем раньше. Образовавшаяся разница и порождает убытки производителей. Аналогичная ситуация сложилась и с реализацией свинины.
Цены: поднять нельзя сдерживать
Как спасают при таких убытках свое финансовое положение мясокомбинаты? Главным образом, за счет экспорта. Реализация мясной продукции (говядины, колбас, свинины) на внешних рынках является прибыльной для производителей.
Однако уже имеют место случаи, когда даже за счет экспорта производителям не удается покрыть те убытки, которые образуются в результате реализации продукции на внутреннем рынке. Гродненский мясокомбинат, по информации Naviny.by из трех источников, получил убыток по итогам хозяйственной деятельности в январе 2012 года.
По словам производителей, финансовое положение мясокомбинатов постоянно усугубляет тот факт, что закупочные цены на сырье растут гораздо быстрее, чем отпускные цены, которые регулирует государство. Мясокомбинаты уже неоднократно обращались с просьбами повысить отпускные цены, чтобы как-то смягчить сложившуюся ситуацию. Однако положительного ответа на свои предложения они так и не получили.
«Представители Министерства экономики сказали, что не будут нам позволять повышать цены кроме как в пределах доведенного прогноза инфляции на этот год» — сообщил топ-менеджер крупного мясокомбината.
Таким образом, сложилась следующая ситуация. Мясоперерабатывающие предприятия несут большие убытки от реализации продукции на внутренний рынок. Государство же отказывается повышать цены, чтобы уложиться в установленный показатель по инфляции — на уровне 19-22%. Как долго цены на мясо могут административным образом сдерживаться?
«Все будет зависеть от финансовых возможностей предприятий, а точнее — от того, как долго они смогут за счет экспорта покрывать отрицательную рентабельность реализации продукции на внутреннем рынке», — говорит экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
По мнению эксперта, административное сдерживание во имя торможения инфляции могло быть в какой-то степени оправданным, если бы одновременно проводились структурные реформы, которые позволяли бы повысить эффективность экономики. В противном случае, говорит экономист, административное сдерживание цен лишь приведет к накоплению инфляционного потенциала.
«Избавившись от былых диспропорций, мы можем начать накапливать новые», — предполагает Дмитрий Крук.
Проявление этих диспропорций, как показал 2011 год, может выражаться в том, что белорусские товары начинают частным образом вывозиться на российский рынок и перепродаваться там по более высоким ценам. Кстати, специалисты некоторых мясокомбинатов уже начинают указывать на появление этой проблемы.
«В прошлом году достаточно наглядно было продемонстрировано, что искусственное сдерживание цен может приводить к вывозу товаров из страны. Сценарий, что ситуация вновь начнет развиваться таким образом, вполне возможен», — говорит Дмитрий Крук.
Если проанализировать ситуацию за последние годы, то обращает на себя внимание тот факт, что сегодня производители мясной продукции несут самые большие потери при реализации продукции на внутреннем рынке. В начале 2010 года, весной 2011-го отрицательная рентабельность реализации свинины и говядины на внутреннем рынке была, но не превышала 10%. Нынешние же показатели рентабельности, о которых говорят в один голос мясокомбинаты, заметно хуже.
На этом фоне очередное решение о повышении закупочных цен на сырье, которое принимают облисполкомы, может перевесить чашу терпения мясокомбинатов и вынудить правительство повысить цены на внутреннем рынке. Мы ведь не хотим повторения прошлогоднего дефицита мяса?