Впервые белорусский режим будет вынужден играть по правилам, предложенным Евросоюзом или Москвой.
Об этом заявил российский эксперт по отношениям со странами СНГ Кирилл Коктыш в интервью Voice of Russia (перевод - charter97.org).
- Господин Коктыш, какова Ваша оценка отношений между Беларусью и Европейским Союзом?
- Нынешние отношения между Европой и Беларусью довольно сложные. Лукашенко спровоцировал введение новых санкций против него. Европа имеет моральное право на такой шаг, ведь Беларусь стала одним из ключевых вызовов для континента. Цель визитов Александра Лукашенко в Москву совершенно ясна - получить от России компенсацию возможных потерь от европейских санкций. Также одна из его задач состоит в том, чтобы заставить Москву отказаться от некоторых требований, на которые он согласился в прошлом году, когда получил большой русский кредит.
Но сейчас классическая и циничная игра на противоречиях между Европой и Россией для Лукашенко не увенчалась успехом. Россия считает конфликт внутренним делом Минска и Брюсселя.
- Вы говорили, что Европа имеет моральное право на введение санкций. Но имеются ли законные основания для применения таких мер в отношении стран, не являющихся частью Европейского Союза и членами Совета Европы?
- Это право любого суверенного государства - решать, каких людей оно хотело бы приветствовать на своей территории и какие деньги оно хотело бы видеть в обороте в качестве легальных и чистых. Таким образом, это просто право хозяина, который может решать, кого он хочет видеть в качестве гостя, а кого нет.
- Вы говорите, что Лукашенко пытается столкнуть ЕС и Россию. Насколько ему это удается?
- Лукашенко пытается в пятый или шестой раз получить бонусы от столкновения ЕС с Россией. Но на этот раз создается впечатление, что ни Брюссель, ни Москва не хотят играть в обычную игру. Владимир Путин подчеркнул, что это двусторонний конфликт, который не затрагивает российских интересов и не влияет на интеграционные процессы. Европейский Союз, который прежде избегал широких мер в отношении белорусского режима, сейчас вводит довольно болезненные санкции. Пока мы не видим никаких признаков того, что Минску в этот раз удалось навязать свои собственные правила игры. Впервые ситуация развивается по сценарию, который в той или иной степени предложен Европейским союзом и Москвой.