Беларусь живет в Едином экономическом пространстве уже почти три месяца, и, на первый взгляд, изменений в экономике и жизни людей практически не произошло.
Только вот мажорная риторика белорусских властей по поводу новых возможностей и перспектив в рамках нового образования пошла на спад. Подписав документы о создании ЕЭП, Беларусь получила не только дополнительные перспективы и возможности, но также новые риски, обязательства и новые правила, пишут naviny.by.
С одной стороны, эти правила довольно просты: свобода передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также координация макроэкономической политики стран-участниц. Но, с другой стороны, насколько эти правила обязательны для всех стран-участниц и готова ли к ним Беларусь?
Пока можно говорить лишь о том, какие возможности получил Минск от вступления в ЕЭП и с какими трудностями придется ему столкнуться на первоначальном этапе экономической интеграции.
Беспошлинная российская нефть — и пряник, и кнут
Потенциальные плюсы от подписанных соглашений по ЕЭП, безусловно, есть. Так, согласно исследованию, проведенному Центром интеграционных исследований Евразийского банка развития, наибольшую выгоду от интеграционных процессов получит именно Беларусь. Вывод сделан исходя из структуры национальной экономики и основных внешнеэкономических векторов.
Наибольшим успехом и положительным моментом для Беларуси можно считать достигнутые соглашения по беспошлинным поставкам нефти из России. Согласно документам, поставки сырой нефти будут осуществляться на льготных условиях в течение ближайших четырех лет.
Учитывая, что в структуре белорусского экспорта велика доля нефтепродуктов, эти договоренности можно считать завоеванием Минска. Во многом именно за счет этого удалось добиться снижения отрицательного сальдо внешней торговли в прошлом году. При повышении мировой цены нефти, что вполне может произойти из-за событий на Ближнем Востоке, вокруг Ирана, экономика Беларуси в краткосрочной перспективе только выиграет.
Однако вместе с тем необходимо учитывать, что Беларусь фактически находится на нефтяной привязи у России. Именно эти соглашения будут использоваться как основной аргумент в двусторонних отношениях, в которых Москва хорошо освоила политику кнута и пряника.
В случае строптивости белорусских властей Россия может расторгнуть договор в одностороннем порядке, и Беларусь окажется на грани экономической катастрофы.
Таким образом, дальнейшее развитие событий во многом зависит от «податливости» Минска. Ведь экономика страны во многом держится на двух китах — дешевых энергоресурсах и внешних заимствованиях. Если убрать хотя бы одного из них, негативные последствия не заставят себя долго ждать.
Инвестиции автоматически не пойдут
Надежды властей на приток инвестиций в связи с созданием Единого экономического пространства пока не оправдываются. И этому препятствует прежде всего сложившаяся в Беларуси экономическая система.
По сравнению с партнерами по ЕЭП, Россией и Казахстаном, Беларусь имеет более сложную налоговую систему, здесь отсутствует свобода ценообразования, больше риск вмешательства государства в экономику. Эти факторы отпугивают потенциальных инвесторов. Зачем вкладывать деньги в Беларусь, если есть Казахстан с более либеральной и рыночной экономикой и такими же возможностями выхода на рынок ЕЭП?
Желание инвестировать средства в белорусскую экономику демонстрируют пока разве что Турция и Китай. Однако китайские инвестиции направлены скорее на поддержку экономики своей страны, нежели белорусской. Инвестирование средств турецким бизнесом пока остается в основном на уровне рассмотрения.
Названные страны заинтересованы вкладывать деньги в развитие автомобилестроения, но, возможно, в этом им придется испытать некоторые сложности. России не нужна такого рода конкуренция. Достаточно вспомнить заявления посла Российской Федерации в Беларуси Александра Сурикова, по сути направленные против производства здесь китайских автомобилей.
Таким образом, значительного притока капитала в Беларусь только по причине образования ЕЭП ожидать не стоит. Чтобы использовать весь потенциал открывшегося рынка ЕЭП, необходимо улучшать экономические условия, реформировать структуру экономики. Белорусские власти на это не готовы, а половинчатые шаги в сторону рынка не дадут ожидаемого эффекта.
Кто сильнее, тот и будет прав
Некоторые участники Единого экономического пространства предпочитают периодически закрывать глаза на заявленный принцип свободы рынка и добросовестной конкуренции.
Вспышка первой торговой войны в рамках ЕЭП де-факто имела место уже в январе нынешнего года, когда белорусского производителя «Белкоммунмаш» не хотели допускать к участию в аукционе на закупку трамваев для Санкт-Петербурга. Еще одним случаем отхода от принципов ЕЭП стало приостановление поставок белорусского сухого молока в соседнюю страну со второго квартала 2012 года по инициативе Национального союза производителей молока России.
Самый же свежий пример — «воздушная война», вспыхнувшая 26 марта, когда были отменены рейсы между Минском и Москвой из-за спора между авиационными властями двух стран.
В ближайшее время, при возрастании конкуренции на рынке ЕЭП, следует ожидать периодического обострения конфликтов, связанных с защитой сторонами своих интересов. Производители России, Казахстана и Беларуси в рамках Единого экономического пространства готовы и будут прибегать к помощи национальных регулирующих органов. Правота во многом будет зависеть от степени влияния государства в ЕЭП, а здесь перевес на стороне России и Казахстана.
ВТО напряжет дополнительно
Вступление Российской Федерации в ВТО негативно скажется на развитии белорусской экономики. Россия, согласно подписанным соглашениям, понизит ввозные таможенные пошлины, в том числе и на многие виды товаров, которые Беларусь сейчас беспошлинно продает на российском рынке.
По приблизительным оценкам Минэкономразвития России, снижение пошлин на ввоз новых грузовиков и автобусов к 2015 году вызовет сокращение производства грузовиков на 18%, автобусов — на 32%. В этой ситуации заявления белорусских властей об увеличении доли МАЗа и других автопроизводителей на российском рынке звучат наивно.
Вступление в ВТО запрещает меры прямой господдержки сельхозпроизводителей. Отказавшись от дотаций в сельское хозяйство, Россия будет требовать подобных мер и от партнеров по ЕЭП. Белорусское сельское хозяйство, существующее в основном за счет дотаций, необходимо срочно реформировать, иначе оно просто не выдержит этой конкуренции.
После окончательного вступления России в ВТО белорусские производители будут вынуждены конкурировать с мировыми не только на российском рынке, но и на отечественном. Это тоже одно из следствий членства в ЕЭП. Так что впереди — не столько розы, сколько шипы.