Независимые эксперты заявляют, что все негативные последствия кризиса Беларусь коснутся в четвертом квартале и в начале следующего года.
Елена Ракова, экономист Исследовательского центра ИПМ, кандидат экономических наук в прямом эфире Радио TUT.BY оценила перспективы развития малого и среднего бизнеса в условиях кризиса, а также сделала ряд прогнозов по развитию экономики Беларуси.
– По вашему, актуально ли мнение, что из кризиса нас выведет малое предпринимательство и никто иной?
– Нельзя однозначно утверждать, что из кризиса страну выведет малый бизнес, поскольку это сложный и долгий процесс. Мы сами стали заложниками сложившийся ситуации, долгое время малый бизнес у нас вообще не развивался, производя лишь 8% ВВП, что вообще мизер. Основными локомотивами роста были крупные градообразующие предприятия, которые сейчас в совершенном кризисе, но они делают основной ВВП! Поэтому сразу малый бизнес, конечно, не сможет вытянуть экономику, этот процесс займет какое-то время.
С другой стороны, без развития малого бизнеса мы тоже не выживем, поскольку, по моим оценкам, нашим крупным предприятиям придется значительно сокращать объемы производства и персонала, так как все негативные последствия кризиса Беларусь коснутся в четвертом квартале и в начале следующего года. Встает вопрос, чем занять высвобождаемых людей, как переориентировать структуру производства? И здесь, конечно, сложно переоценить роль малого и среднего бизнеса.
– Получается, что государство поворачивается лицом к предпринимательству, а его нет?
– Оно поворачивается скорее на словах, чем на деле. Наше государство весьма консервативно и пессимистично по отношению к малому бизнесу. Государство по-прежнему верит в государственную собственность, в крупное производство. Даже в сельском хозяйстве ставка делается не на фермерство, а на крупные сельхозпредприятия. Поворачиваясь к малому бизнесу на словах, государство что-то упрощает, но существенно не меняет правила игры.
– А что на деле делается для того, что бы малому бизнесу приходилось не выживать, а развиваться?
– Государство всего лишь упростило условия регистрации. Открыть фирму сейчас легко, а все остальное осталось по-прежнему сложно, начиная от регулирования цен, получения сертификатов, лицензий, до дорогой аренды, проверок, высоких налогов. Многие люди хотели что-нибудь открыть, особенно в малых городах. Опыт Польши и других стран Восточной Европы показывает, что мелкое производство могло бы выпускать для больших предприятий широкий спектр номенклатуры, а у нас это невозможно в условиях налоговой и регуляторной нагрузки.
– Что может измениться в ближайшее время, чтобы это стало возможным?
– На мой взгляд, вряд ли что-то значительно изменится. Правительство частично провело либерализацию в области сертификации, лицензирования, но с налогами значительных подвижек не будет, что-то могут сократить, но тут же увеличат НДС. Только рост кризисных явлений подстегнет какие-то реформы. В Беларуси реформы проводятся как вынужденная реакция приспособления. По мере ухудшения ситуации в мире, а она будет безусловно ухудшаться, будем падать и мы, так как мы не производим что-то уникальное, что будет продаваться на внешних рынках. Когда у нас начнется рост безработицы, тогда можно ожидать каких-то решений правительства, например снижения аренды, упрощения налогов, возможно, отменят регулирование цен и так далее.