Все товарные знаки предприятий Министерства промышленности Беларуси за рубежом защищены. Об этом заявил сегодня журналистам и.о. начальника главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Минпрома Валерий Фишман, передает корреспондент БЕЛТА.
"Наши товарные знаки во всех странах, где работают наши экспортеры, защищены", - сказал Валерий Фишман. Он подчеркнул, что товарных знаков много, не обязательно их должно становиться больше, главное в этом процессе - научиться их лучше защищать, в том числе те, которые имеем.
Минпром имеет в России 103 товарных знака, в Казахстане - 43, в Литве - 30, в Венгрии - 18, в ЮАР - 3, во Франции - 1. В прошлом году предприятия Минпрома подали 32 заявки на регистрацию своих товарных знаков в России и 17 - в Казахстане.
Подделка белорусской продукции за рубежом имеет место, констатировал эксперт. Известны случаи, и Минпром на них реагирует, когда есть необходимость в защите товарных знаков, хотя это и сложно порой сделать, учитывая все нюансы. Например, известны случаи продажи в России трансформаторов под товарным знаком Минского электротехнического завода им.Козлова. Валерий Фишман пояснил, что там реализовывалась продукция "не в той линейке, которую выпускает завод им.Козлова, но выдавалась за трансформаторы белорусского предприятия".
Также был случай с реализацией на территории России комбайнов под белорусской маркой, хотя на самом деле они не имели к ней отношения.
Чтобы защитить свою продукцию, практически каждое предприятие Минпрома, которое экспортирует ее, имеет свои заводские товарные знаки. Так, у Минского тракторного завода есть много товарных знаков. И это не просто трактор "Беларус", регистрируются товарные знаки "Беларус-35.22", "Беларус-20.22". Это разные тракторы и соответственно каждый из них имеет товарный знак. А о тракторе "Беларус" уже можно говорить как о национальном бренде.
Зачастую подделки происходят на сборочных производствах, которые открывают белорусские предприятия за рубежом. "Страны закупают машинокомплекты белорусской техники, в основном они делают это за бюджетные деньги, и соответственно заинтересованы в том, чтобы эта техника была больше их, чем наша", - отметил Валерий Фишман. Они заинтересованы создать сборочное производство и иметь в нем долю не меньше 51%. Соответственно на эту часть готовый продукт становится товаром той страны, где он произведен. "Мы должны на это идти, потому что они покупают наши машинокомплекты, собирают их у себя, тем самым мы наращиваем экспорт", - констатировал представитель Минпрома. Но затем сложно отследить, как сборочная единица выйдет на рынок. Здесь и возможна подделка, хотя белорусская сторона не отдает всю документацию, позволяющую самостоятельно изготовить с нуля, к примеру, комбайн. Но лицензионные документы на сборку передаются. Дальнейшая судьба белорусского продукта фактически остается на совести наших партнеров, тех, кто организовывает эти сборочные производства. Анализ показывает, что в принципе проблем с собранной техникой за рубежом нет, проблема возникает в процессе использования комплектующих для белорусской техники. Случается, что на сборку попадают некачественные комплектующие, что подрывает экономические интересы и белорусской стороны. "А это для нас хуже, чем они делают целиком наши комбайны", - сказал представитель Минпрома.
Как отметил на пресс-конференции заместитель генерального директора Национального центра защиты интеллектуальной собственности Денис Недвецкий, на территории Таможенного союза отмечены случаи поддельной продукции, что является нарушением прав интеллектуальной собственности. По его словам, случаев достаточно много.