10 июня во время первого судебного заседания судья удалила из зала журналистов и свидетелей правозащитника.
Итогом первого дня процесса над витебским правозащитником Леонидом Светиком стало его заявление суду с просьбой объяснить сущность предъявленных прокурором Сергеем Селихановым обвинений. Как подчеркнул Л.Светик, из них совершенно не понятно, кто, когда, как и зачем писал и рассылал письма с угрозами от имени незарегистрированной профашистской организации РНЕ.
Адвокат обвиняемого Павел Сапелка прокомментировал это заявление следующим образом:
«Если обвиняемый не понял обвинение, значит орган, ведший уголовный процесс в период предварительного следствия, не сформулировал постановление о привлечении в качестве обвиняемого таким образом, чтобы дать ответ на вопросы, прозвучавшие сегодня от моего подзащитного», - сообщил он «Белорусскому партизану».
Перед началом процесса Павел Сапелка заявил, что их с подзащитным задача - снять все выдвинутые обвинения и добиться оправдания.
Леонид Светик по пути в зал суда сказал:
«Настрой у меня боевой. Я иду в суд, чтобы установить истину в этом деле. Хочу добиться оправдательного приговора. Остальное от меня не зависит».
Первое заседание началось с того, что секретарь пригласила в зал лишь потерпевших и других непосредственных участников процесса. Более пяти десятков человек, которые собирались присутствовать на заседании, в недоумении столпились перед дверью.
Судья Галина Урбанович прочитала список свидетелей, которых набралось порядка трех десятков. Некоторые с удивлением услышали и свои фамилии. В список свидетелей со стороны обвинения включили журналистов, которые в негосударственных СМИ освещали проблему с письмами от имени организации «Русское национальное единство», председателя Союза белорусских еврейских общественных объединений и общин Леонида Левина, читавшего некоторые письма, правозащитника Павла Левинова, адрес которого был указан на отдельных конвертах с аббревиатурой РНЕ. Несмотря на протесты правозащитника и одного из журналистов, объявленных свидетелями из зала удалили.
Один из тех, кто получал письма, но отказался признать себя пострадавшим - член КХП БНФ Сергей Коваленко, перед тем как покинуть заседание, развернул плакат «КГБ - фашисты».
Также судья не разрешила вести съемку на теле- и фотокамеры.
Правозащитник Валентин Стефанович отметил: «Для правозащитника нет большего обвинения, чем обвинение в разжигании национальной вражды, в расизме и т.д. Поэтому считаю, что это дело направлено на подобную дискредитацию».
Сегодня заседание по делу правозащитника Леонида Светика будет продолжено.
Напомним, что в 2006-2007 годах Леонид Светик консультировал витебских активистов, которые получали письма с угрозами от имени незарегистрированной профашистской организации «Русское национальное единство», помогал составлять жалобы в прокуратуру.
Уголовное дело по фактам угроз со стороны РНЕ было возбуждено УКГБ по Витебской области по ст. 130.1 УК только 20 мая 2008 года. Леонид Светик был упомянут сначала в качестве свидетеля по делу, однако позже ему сообщили, что он является уже подозреваемым. В сентябре 2008 года уголовное дело против Леонида Светика было приостановлено, а 31 марта 2009 года правозащитнику было предъявлено обвинение сразу по двум статьям Уголовного кодекса: разжигание расовой, национальной или религиозной вражды (ст.130 Уголовного кодекса) и клевета в отношении президента Беларуси (ст. 367 Уголовного кодекса). У правозащитника взята подписка о невыезде. Своей вины Леонид Светик не признает и считает, что таким образом ему мстят за правозащитную деятельность.
В начале апреля международный фонд по защите правозащитников «Front Line» направило письмо Александру Лукашенко с требованием прекратить уголовное преследование правозащитника Леонида Светика.