Информация о том, что банки покупают валюты больше, чем продают, не является свидетельством стабилизации, а наоборот - говорит о том, что «происходит дальнейшее обнищание населения». Погашение Беларусью внешних долгов может отразиться на состоянии валютного рынка где-то к середине года, - С.Богданкевич.
Появившаяся сегодня в СМИ цифра в 94 миллиона долларов якобы интервенций Нацбанка не является критической величиной, когда в резервах находятся 4 миллиарда долларов. Такое мнение корреспонденту сайта «Товарищ.online» высказал экс-глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич.
«Моя оценка сегодняшней ситуации на финансовом рынке скорее близка к оценке властей – Правительства и Национального банка. Пока нет каких-то оснований для паники», - утверждает экономист.
Рассуждая об обменном наличном курсе, о том, что банки покупают валюты больше, чем продают, Станислав Богданкевич говорит, что этот факт «не свидетельствует о стабилизации ситуации», а, наоборот, говорит о том, что «происходит дальнейшее обнищание населения».
«Каждый день растут цены на товары и услуги… У людей не то что нет лишних денег, их людям просто не хватает. Вот они идут в обменники и сдают последнюю валютную заначку. И вот таким образом искусственно поддерживается валютный курс. Но это идет не от хорошей, а от плохой жизни», - подчеркивает экс-глава Нацбанка.
Что касается биржевых торгов, то, по мнению эксперта, «превышение спроса на десятки миллионов долларов не является показателем, так как экспорт Беларуси составляет до 40 миллиардов долларов». Поэтому, полагает он, надо подождать, посмотреть и не давать скоропалительных оценок, основываясь только на данных, которые есть в настоящий момент.
«Проблема может возникнуть, когда Беларусь (Правительство, Нацбанк, коммерческие банки…) начнет погашать внешние долги. Все это может отразиться на состоянии валютного рынка где-то к середине года, может быть, во второй половине», - прогнозирует Станислав Богданкевич.
Эксперт рассказал, что просматривал каждый день данные с торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже, и заметил, что дней, когда предложение на валюту превышало спрос, было гораздо больше, чем дней, когда спрос превышал предложение.
«Я, конечно, не суммировал… Но, даже если цифра 94 миллиона объективна, то она тоже не является какой-то критической величиной, когда в резервах находятся 4 миллиарда долларов. К тому же, когда в один день надо погасить 200 миллионов долларов, то без вмешательства Нацбанка ситуация обвалится. Поэтому он точечно и вмешивается. Сегодня ситуация такая, а в другие дни – другая», - говорит экономист.
По его словам сегодня нет оснований для проведение Нацбанком каких-то серьезных интервенций, а вот основания для временного регулирования присутствуют.
Он обращает внимание на то, что за первые два месяца произошел рост рублевой денежной массы, но если в прошлом году это было десятки триллионов, то в этом году – это только миллиарды. Этот рост поглощается теми ценами, которые уже установились.
«Цены огромные, - говорит Станислав Богданкевич. - Конечно, если бы денежная масса не росла, то цены стабилизировались бы. Даже те деньги, которые сегодня платят, например для меня, не являются посильными в плане приобретения лекарств. Каждые две недели покупаю лекарства, и они на 10, 20, 30, а иногда на 100 тысяч становятся. Да и жена каждый раз после похода в магазин возмущена: 150-200 тысяч потратила, а ничего, по сути, не купила».
ших ущерб значительному числу пассажиров "Белавиа", "Сибири", "Ютэйр", "Трансаэро", да и самого "Аэрофлота" в угоду бизнесу одной из российских авиакомпаний", - сказал гендиректор "Белавиа"/