Сотрудниками Комитета госконтроля выявлены серьезные нарушения в работе учреждений розничной торговли и общественного питания столицы.
Результаты проверки в одном из магазинов на проспекте Машерова и в кафе-баре первой наценочной категории по улице Хоружей потрясли проверяющих специалистов КГК, пишет «Рэспубліка».
Розничный товарооборот одного столичного ООО в прошедшем году на 87% был сформирован за счет продажи товаров и только на 13% — за счет услуг общественного питания. Годовой товарооборот торговли в значительной степени обеспечен за счет продажи алкогольной продукции.
Как рассказала начальник управления государственной торговой инспекции Главного управления контроля потребительского рынка КГК Галина Жданович, анализ применяемых в кафе-баре торговых надбавок и наценок (их размер в общедоступной сети общепита законом не ограничен) показал, что некоторые наценки просто зашкаливают за все мыслимые пределы. Так, например, в декабре прошлого года в баре, помимо торговой надбавки в размере 30%, применялись еще и наценки. На водку «Абсолют» они составили 136,8%, виски «Баллантайнс» — 176,3%, виски Jack Daniel’s Tennessee — более 312%, а ликер «Карловарска Бехеровка» добавил в цене 180,5%, напиток «Кока-кола» — почти 550%, чай «Ахмад Эрл Грэй с бергамотом» — 909%…
При формировании цен на блюда, приготовленные собственной кухней кафе-бара, также применялись торговые надбавки в размере 25—30%. Плюс торговая наценка 150%. И даже на отечественные овощи, помимо утвержденной Мингорисполкомом фиксированной торговой надбавки, шла наценка от 247 до свыше 600%. Например, торговая наценка на свеклу составляла 300%, картофель — 255%. На морковь наценка «выстреливала» до 605%, лук вырастал в цене на 265%, капуста — почти на 250%. Это при том, что все овощи были куплены обществом у минской фирмы.
Если применение торговых наценок и надбавок отдано на откуп владельцам объектов общепита, эта сфера государством не регулируется, то вот другие «особенности» работы минской фирмы сотрудники КГК уже просто не могли не расценить как нарушения. Например, для приема наличных денег в кафе-баре использовались кассовые суммирующие аппараты, применение которых не предусмотрено на предприятиях такого типа.
И в магазине общества, и в кафе-баре кассовое оборудование использовалось с нарушениями. Посетителям кафе-бара в день проверки продали 6 порций омлета с семгой в круассане, 10 порций тартара из лосося, 9 порций филе семги на пару, 5 порций хрустящих драников с красной икрой…
Проверяющие установили, что для приготовления этих конкретных блюд рецептурами предусмотрены сливки, сметана, сыр, масло, перепелиные яйца, красная икра, лимон, мясо говядины и свинины, черная икра тобико, соус табаско, соус ворчестер и другие продукты. Но согласно документам, их на кухне просто не было. Появились сливки и сметана и иже с ними в кафе после, на следующий день…
В меню кафе-бара значилось 10 наименований блюд из телятины. Хотя, как пояснила заведующая производством специалистам КГК, все они готовились из говядины. Телятина, как выяснилось, в 2011—2012 годах на кухню вообще не поступала. Зато в запасе у поваров имелось несколько килограммов замороженного мяса кролика, чье соответствие приходным документам было даже невозможно идентифицировать из-за отсутствия стандартного клейма.
За четыре месяца прошлого года в кафе было продано 577 порций борща и супов с мясом, шашлыков, ребрышек, колбасок на гриле, пельменей, смажанки с ветчиной — всего на сумму около 18 млн рублей, для приготовления которых использованы полуфабрикаты из… просроченной свинины. Ведь согласно документам, на кухню за весь год только один раз поступали окорок «Пармский» (3 кг), колбаса ветчинная салями (31,4 кг), колбаса зернистая сырокопченая (5 кг), продукт ветчинный «Для гурманов» (6 кг) и некоторые другие продукты. И ни разу не было поступления ни вина, ни текилы, хотя все эти ингредиенты должны были использоваться при приготовлении блюд.
Интересным оказалось и то, что в первую декаду января 2012 года на кухню поступило продуктов на сумму 89,7 млн рублей, а за 10 дней после начала проверки — в три раза больше — 264,8 млн рублей.
Выявлены нарушения и в магазине общества, где не соблюдался ассортиментный перечень товаров, нарушался порядок оформления ценников, на маркировке отпущенных в контрольную покупку товаров, как, например, на сыр и сосиски, вообще отсутствовала необходимая информация. На торговом объекте не было оборудовано изолированное помещение для выпечки хлебобулочных изделий, хлеб пекли прямо в торговом зале отдела… непродовольственных товаров, где торгуют стиральными порошками и товарами бытовой химии.
По результатам проверки запрещена реализация товаров, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов. К предприятию и его должностным лицам применены меры ответственности, предусмотренные законодательством.