Попытки изменить поведение белорусского режима пока не удались, но еще многое можно сделать, чтобы помочь белорусам.
Об этом пишет корреспондент журнала «European Voice» по Центральной и Восточной Европе. Приводим выдержки из статьи, опубликованной на сайте «Радыё Свабода».
Европа попробовала все: кнут и пряник, терпение и сотрудничество. Но все возможные тактики в отношении Беларуси не принесли успеха. Сейчас мы еще раз попробуем санкции.
Это правильно - усложнить жизнь высшему чиновничеству в Минске, особенно после казни двух человек, осужденных за (якобы) террористический акт в 2011 году. Показательные процессы, за которыми следуют юридические казни, напоминают сталинскую эпоху. Что дальше? Принудительная психиатрия для инакомыслящих?
Любые санкции, которые мы налагаем, должны быть узкими и супержесткими, а не широкими и слабыми. Визовые санкции, которые ЕС недавно ввел еще для 12 высокопоставленных чиновников (всего их более 200), хороши. Неплохо и то, что заморожены их активы. Финансовые схемы белорусского элиты и роль европейских (особенно австрийских) банков заслуживают пристального внимания. Поскольку имущество этих людей намного превышает все, что они могли бы заработать на своих официальных должностях, расследование отмывания денег будет полностью оправдано. Это может обострить и нюх западных банков в отношениях с другими клиентами.
Еще одной мощной санкцией была бы отмена чемпионата мира по хоккею, который запланирован в Беларуси в 2014 году. Те, кто говорят, что нельзя смешивать спорт и политику, не правы: в Беларуси они уже перемешались. Хоккей - это любимый вид спорта Александра Лукашенко. Режим вложил много денег налогоплательщиков в организацию этого мероприятия и очень гордится тем, что международный спорт приходит в Беларусь.
Одна только угроза потерять чемпионат может означать свободу для десятков политических заключенных, таких, как кандидат в президенты Андрей Санников.
Но давление на режим должно сочетаться с дополнительной поддержкой жертв - самих белорусов. Многие страны могут отменить плату за шенгенские визы (сейчас это 60 евро). Было бы хорошо сделать более доступными европейские университеты для белорусских студентов. Также, как и поддержать белорусскую культуру в изгнании. Отважный белорусский Свободный театр, вырвавшись в Лондон, пытается собрать деньги, чтобы поставить «Короля Лира» этим летом. Было бы странно, если бы Евросоюз не нашел денег для финансовой поддержки этого проекта.
Но помощь эмигрантам не изменит условия внутри Беларуси (эмиграция является полезным защитным клапаном для режима). Большая программа дистанционного обучения могла бы помочь людям, которые живут в Беларуси, получить высококачественное высшее образование, даже если их исключили из университета (это одна из любимых санкций режима против молодых активистов оппозиции).
Это не несбыточные мечты. После того, как Стенфордский университет разместил в интернете свой курс «Введение в искусственный интеллект», на него подписались 160 тысяч студентов. Почему бы не сделать нечто подобное на русском языке?
25 марта, в День воли, белорусы с гордостью вспоминали основание своей недолговечной независимой республики, провозглашенной в 1918 году. Две тысячи мужественных людей собрались в Минске, чтобы отметить эту дату. Европейский Союз располагает средствами, чтобы придать решительности их сердцем и подорвать боевой дух тех, кто их преследует. ЕС должен сделать это громко, энергично, щедро и решительно.