Подорожание билетов на проезд в городском общественном транспорте, которое анонсировалось с 1 апреля, пока отложено.
На днях корреспондент «Салідарнасці» поработала в связке с кондуктором, чтобы выяснить, за какую зарплату те работают, как реагируют на «зайцев» и какие «ответные чувства» вызывают у пассажиров.
Кондуктор Александр работает в троллейбусном парке № 4 уже не первый год. По его словам, за несколько лет существования данной услуги, отношение к людям его профессии у народа изменилось, – пассажиры привыкли.
Еще в 2008-2009 годах минчане относились к кондукторам недоброжелательно, вспоминает собеседник, оскорбляли на каждом шагу, не хотели платить за проезд.
– А теперь нормально реагируют, понимают, что без оплаты никак. По поводу того, что проезд дорожает, не возмущаются, – говорит он.
Правда, во время нашей совместной поездки в троллейбусе 14-го маршрута выходит несколько иначе. Многие пассажиры уже знают, что проезд в общественном транспорте вскоре должен подорожать. Поэтому нет-нет, да кто-то начинает возмущаться.
– Подорожают талоны и проездные! Чем еще нас государство через пару недель удивит?! – ворчит женщина.
По словам Александра, в работе кондуктора важно правильно себя подать: идти на контакт с пассажирами, быть уравновешенным. Собеседник старается улыбаться, здороваться с пассажирами, поднимать им настроение. При этом, считает свою работу сложной.
«Зайцы» встречаются Александру нечасто. По его мнению, их 15 процентов от всех пассажиров, и на протяжении кризиса, чтобы избежать оплаты, некоторые грубят и огрызаются. Впрочем, собеседник относится к безбилетникам с юмором, предлагая им все же заплатить за проезд.
– Но иногда конфликтов не избежать. В особых случаях кондуктор имеет право высадить агрессивного пассажира на ближайшем остановочном пункте, – говорит он.
И развивает тему: определенный процент людей перед очередным повышением платы за проезд пытается запастись талонами впрок.
– И на этих пятидесяти талонах они будут ездить еще полгода! – возмущается Александр. – А самый необычный способ проехать бесплатно, который мне встречался, – это талон, склеенный бумажным скотчем. Причем, отличить такой «многоразовый» билетик от действительного, можно только наощупь.
«Зайцы» встречаются даже в рядах МВД. Коллега Александра – кондуктор Валентина – делится: как-то девушка, служащая в правоохранительных органах, хотела проехать по удостоверению. Но не вышло:
– У меня даже полковники проезд оплачивают!
Некоторые пассажиры протягивают крупную купюру в расчете на то, что у кондуктора не найдется сдачи. Но разменная монета есть даже утром. Если нет – кондуктор обращается к окружающим с просьбой разменять. Правда, новость о купюре, номиналом 200 тысяч, Александра не радует. Тем более, что уже сейчас у людей редко находятся деньги, меньше десятитысячки.
– В транспорте звучат объявления, чтобы платили купюрой, достоинством менее 10 тысяч рублей. Но это слабо помогает, ведь даже в банкомате сейчас деньги выдаются 20-тысячными купюрами, – рассуждает кондуктор.
«Нахлебники» или «попрошайки», как оскорбительно называют кондукторов в народе, не такие уж и бессердечные. А вот пассажирская солидарность с безбилетниками существует не всегда. Даже с самыми маленькими.
– В автобус зашли двое мальчишек (проезд для детей тогда был платным). Я пожалела их, говорю, мол, езжайте так – булочку лучше себе потом купите. На что пассажирка, стоящая неподалеку, возмутилась: «Нет уж, пусть платят! Мой ребенок ездит с проездным», – делится историей Валентина.
За смену Александр продал талонов на 120 тысяч рублей. На премию в этот день ему наработать не удалось…
Прощаясь, он сетует:
– Чувствуется, что в троллейбусном парке сейчас недобор. Иной раз видишь человека, откровенно пьющего, а его принимают на работу. Когда я устраивался, требовали даже рекомендации с прошлого места работы.
СПРАВКА
Средняя зарплата кондуктора – около двух миллионов рублей. Передовики могут заработать больше трех миллионов, правда, для этого нужно очень сильно стараться.