Минск предлагает Евросоюзу принять решение о возвращении своих послов осмысленно, заявляют в белорусском МИДе.
Беларусь считает возможным возвращение в Минск послов стран Европейского союза, но хочет, чтобы это решение принималось Евросоюзом понятно и осмысленно, передает «Интерфакс».
«Сейчас, когда Евросоюз обращается к нам с предложением о возвращении послов, мы, честно говоря, пожимаем плечами и говорим: «А мы же вас не отправляли, не против того, чтобы вы возвращались». Но надо сделать, чтобы это было осмысленно и понятно людям», - заявил журналистам министр иностранных дел Беларуси Сергей Мартынов по итогам совещания по вопросам внешней политики.
В частности, отметил министр, «если они вернутся, а в апреле будут приняты какие-то санкционные меры, то что это за диалог такой»? «Мы в этой теме совершенно открыты. Послы - это канал диалога, и, конечно, они должны работать в странах, на благополучие в отношениях между этими странами», - заявил глава МИД.
Возвращаясь к теме отъезда послов стран ЕС из Минска, министр акцентировал внимание на том, что «мы не просили европейских послов отсюда уезжать». «Да, мы предлагали съездить на консультации двум конкретным послам. И подразумевалось, может быть, на неделю», - отметил С.Мартынов. «Ответный шаг Евросоюза был явно непропорциональным, массированным. Но это была их инициатива», - заявил министр иностранных дел Беларуси.
При этом он заявил, что вопросы помилования осужденных представителей оппозиции никоим образом не связаны с проблематикой взаимоотношений Беларуси с Европейским союзом.
«Эта тема не имеет не то что прямого - никакого отношения с нашими взаимоотношениями с Европейским союзом», - сообщил глава белорусского МИД.
Министр подчеркнул, что «эта тема связана с правоохранительными мерами внутри государства, которые были приняты». «Здесь идет собственная динамика развития этого вопроса», - пояснил он. По словам С.Мартынова, «она состоит в том, что есть обращения от нескольких человек, с прошением о помиловании». «Есть процедура рассмотрения таких прошений», - добавил министр. Он также сказал, что «эта процедура была несколько усложнена утверждениями о том, что к этим лицам применялось якобы принуждение, чтобы заставить их написать прошение». «Процедуры завершились, но они потребовали некоторого времени. Результат этих процедур состоит в том, что элементов принуждения не было», - констатировал С.Мартынов.
Поэтому, заявил министр, «этот вопрос входит, очевидно, в финальную стадию». «Решение будет принято исходя из внутренних юридических процедур Республики Беларусь, которые не имеют никакого отношения ни к Европейскому союзу, ни к Австралии, ни к Антарктиде и т.д.», - заявил министр иностранных дел Беларуси.
Беларусь также подтверждает готовность к решению проблемных вопросов во взаимоотношениях с Европейским союзом, но не приемлет санкционных действий и мер давления с его стороны, заявил Мартынов.
«Беларусь не заинтересована в эскалации нынешних разногласий, которые, к сожалению, у нас имеются. Наоборот, мы предлагаем деэскалацию», - сообщил глава белорусского МИД.
«Мы предлагали конкретные шаги Евросоюзу, которые, если бы к нам прислушались, уже сегодня привели бы к деэскалации ситуации. К сожалению, ее пока нет», - констатировал министр.
Несмотря на это, подчеркнул С.Мартынов, «Беларусь, проявляя добрую волю, готова дальше работать вместе с нашими партнерами в ЕС, с тем, чтобы найти взаимоприемлемые развязки этой ситуации».
Глава МИД заявил, что Евросоюз является для Беларуси немаловажным экономическим партнером. «Мы всегда прямо и открыто говорили о заинтересованности в дальнейшем развитии нормальных отношений, где нет места карательным мерам, санкционным действиям, мерам давления, зажима с одной и другой стороны», - отметил С.Мартынов. «И то, что сейчас происходит в наших отношениях с Европейским союзом, конечно, не устраивает Беларусь ни в каком отношении», - подчеркнул он.
Глава белорусского МИД также ответил на вопрос, касающийся возможного расширения санкций ЕС и ответа белорусской стороны на эту политику. «Если такого рода политика и действия будут продолжаться, то мы считаем такого рода действия неадекватными. А на неадекватные действия может быть и неадекватный ответ», - заявил министр иностранных дел Беларуси.