В регионах атмосфера уже мало отличается от той, которая была в первые дни после девальвации.
После известной встречи в верхах и сопутствовавших ей заявлений различных должностных лиц я пошел, как говорят, в народ. Решил послушать, что думают люди о последних событиях, о кризисе, о власти, о перспективах на будущее.
Любань -- городок небольшой. Не слишком депрессивный, но и не особо процветающий. Типичный маленький городок белорусской глубинки.
Про кризис все говорят много и охотно. Про то, что кризиса в стране нет, у нас, наверное, можно услышать только от специально обученных товарищей. Остальные о нем знают не понаслышке. Кто-то лишился работы. Таких много. Хоть массовых сокращений у нас вроде бы не было, но продление трудового контракта стало теперь восприниматься как большая удача, а небольшие нарушения трудовой дисциплины, на которые раньше начальство не обращало внимания, все чаще стоят провинившимся рабочего места.
Случаются и вовсе интересные прецеденты. Так, на одном предприятии работники просто договорились работать определенное время бесплатно, чтобы избежать сокращений. Вернулись с российских строек многие гастарбайтеры. Некоторые еще попытались задержаться на минских стройках, но и там сейчас тоже не сахар. Некогда процветающая отрасль стремительно теряет свою привлекательность. Поездки на заработки в Россию были у нас явлением массовым, так что потеря этой возможности обернулась для многих семей серьезными финансовыми проблемами. Впрочем, народ у нас трудолюбивый, многие стараются как-то выкручиваться, ищут новые источники дохода.
Весенние месяцы были относительно спокойными. Всю весну никаких резких потрясений не было, валютные курсы если и скакали, то в рамках заданного коридора, пропаганда заливалась соловьем, стараясь убедить электорат, что кризиса у нас нет, а если есть — то маленький и скоро кончится. И многие верили. Даже панические слухи, которых было так много зимой (про дефолт, девальвацию, денежную реформу, замораживание вкладов и т.д), если и появлялись, то скорее по инерции.
Но примерно неделю назад все изменилось. Дошедшие из Минска слухи об исчезновении валюты в ряде обменников сразу же обрастали самыми разными подробностями, а поскольку "народному радио" многие привыкли доверять больше, чем официальным СМИ, ажиотаж получился еще тот. Откровения Кудрина и Лукашенко довершили дело. Атмосфера уже мало отличается от той, которая была в первые дни после девальвации. Причем хоть я и являюсь "отморозком, вякающим на западные деньги", панику мне сеять не приходилось — скорее наоборот, опровергал некоторые, совсем уж фантастичные, слухи. Панику посеяли до меня — и совсем не оппозиция.
Артем Агафонов -- предприниматель, юрист (г.Любань)