Между Москвой и Минском начался второй раунд «воздушных боёв без правил».
Есть соблазн объявить происходящее «спором хозяйствующих субъектов». Но, похоже, всё гораздо хуже, пишет «Салідарнасць».
После первого акта «воздушной драмы» еще могли оставаться иллюзии по поводу того, что прекращение авиасообщения между столицами Беларуси и России является исключительно самодеятельностью Министерства транспорта РФ, руководство которого вознамерилось решить вопрос в стиле «пальцы веером». Однако второй удар Москвы свидетельствует, что все гораздо серьезнее.
Напомним, что российской стороне была предоставлена возможность в течение почти трёх недель совершать на один рейс больше по линии Минск-Москва, чем белорусской. Но еще 30 марта было объявлено, что эта поблажка сохранится только до 12 апреля включительно.
В ответ на этот жест доброй воли россияне начали выкручивать руки белорусам, чтобы и дальше сохранить преимущества для своих авиакомпаний. Вечером 5 апреля стало известно, что Минтранс РФ с 13 апреля запретил «Белавиа» выполнять полеты во все российские регионы, кроме Москвы. Это означает закрытие авиасообщения из Минска с Санкт-Петербургом, Калининградом, Сочи и Екатеринбургом.
(Особенно мило на этом фоне смотрится еще одна новость от 5 апреля: «Лукашенко и Путин обсудили по телефону интеграционные процессы в ЕЭП».)
Как сообщил БЕЛТА заместитель генерального директора «Белавиа» Игорь Чергинец, компания вынуждена прекратить продажу билетов в российские регионы. Деньги за уже проданные билеты будут возвращаться.
-- То, что сейчас мы ощущаем в действиях с российской стороны, у меня просто не укладывается в сознании, -- заявил в эфире телеканала «Беларусь 1» гендиректор «Белавиа» Анатолий Гусаров.
Почему эта беспрецедентная ситуация стала возможной? «Салідарнасць» уже писала, что «воздушные бои без правил» между Минском и Москвой являются следствием политики Александра Лукашенко, которую можно охарактеризовать как «полёт на одном крыле».
С нами не согласен председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир Андрейченко. Опять же 5 апреля, за несколько часов до нового запрета Минтранса РФ, спикер так прокомментировал авиаконфликт (цитируется по БЕЛТА): «Я в этой ситуации не вижу политического подтекста, это спор хозяйствующих субъектов».
Однако трудно представить себе, что в марте российские транспортные чиновники пошли на такой скандальный шаг, как прекращение авиасообщения между Москвой и Минском (причем в тот момент, когда пассажиры очередного рейса уже занимали места в салоне самолета!), не согласовав это в Кремле. И совсем невероятно, что в апреле они продолжили «бомбить» Беларусь без санкции высшего руководства РФ.
Заметим, что ни Дмитрий Медведев, ни Владимир Путин никак не отреагировали на «воздушную тревогу» 26 марта. Хотя у тандема было достаточно времени, чтобы одернуть своих подчиненных в духе «что за дела, если есть проблема, то ее надо решать цивилизованным путем, а не закрывая полеты между Минском и Москвой». Молчание Медведева и Путина означает, что Минтранс РФ действует, как минимум, с их согласия, если не по поручению…
И это еще даже не цветочки. Формально в данном случае предметом спора является один авиарейс на убыточном направлении. Можно только представить себе, на что готова пойти Москва, когда дело коснётся по-настоящему важных вопросов и больших денег.