Экономисты прокомментировали высказывание Лукашенко, где тот объясняет рост цен необходимостью их выравнивания до паритетного с соседними государствами уровня.
За словами Александра Лукашенко экономист Сергей Чалый видит намек на повышение цен, регулируемых государством, пишет "Салідарнасць".
– Специфика инфляции потребительских цен несколько раз менялась на протяжении 2011 года. Были периоды и расширения, и ужесточения ценового регулирования, особенно в моменты потребительского ажиотажа. До марта 2011 года стандартной ситуацией был рост регулируемых цен на фоне спокойствия нерегулируемых, то есть, повышалась стоимость продуктов, услуг ЖКХ и т.п. Во время кризиса, с марта по сентябрь, государство сдерживало цены по объективным причинам, но с сентября 2011 года снова началась «госинфляция». Каждый раз, когда государство говорит о выравнивании цен с внешними, за этими словами следует видеть повышение цен, - отметил Сергей Чалый.
Экономист Леонид Заико считает, что вопрос внутреннего ценообразования актуален для Беларуси уже 21 год.
– Эта тема актуальна с 1991 года, – сказал Леонид Заико. – То, что мы имеем сегодня, это результат ошибки. Ее суть в том, что Беларусь сама может устанавливать внутренние цены. Мы пытались сами устанавливать тарифы на коммунальные услуги, формировать цены на молоко и колбасу, но на самом деле, цены в Беларуси определяются ценами внешних рынков. Как только мы вошли в Таможенный союз, начался процесс выравнивания цен с соседями, то, о чем сказала пресс-служба Лукашенко.
По мнению эксперта, если бы Беларусь свободно сформировала цены под воздействием внешних рынков, проблем не было бы.
– Об этом свидетельствует пример соседней Польши, – отметил Леонид Заико. – За полгода они сформировали цены под воздействием рынка. Теперь Беларуси о том же намекают и соседи по Таможенному союзу – казахи, русские. Следует дать возможность работать экономике, чтобы она адаптировалась к внешним ценам.
Эксперт указывает на неизбежность того, что цены будут на уровне региональных.
– Это совершенно жесткая необходимость, говоря языком моей молодости, неизбежная как крах мирового империализма, – пошутил экономист.
С точки зрения собеседника, для белорусов нет разницы, будет это процесс постепенным, или стремительным.
– Когда мы стремительно «грохнули» рубль, обесценив его в три раза, установив новый экономический «рекорд», белорусы терпеливо вынесли это, в отличие от греков, поджигавших машины уже при падении уровня жизни на 3%, – отмечает Леонид Злотников. – Не стоит бояться быстрого выравнивания цен. Как это не парадоксально, чем быстрее цены адаптируются, тем скорее мы заживем свободнее и богаче.